Вернуться
Альбомы

Традиционная золотная вышивка карел

Дата:

11.03.2024

Серия:
Вышивка
Personalia
Народ:

карелы

Аннотация:

В онлайн альбоме представлены разнообразные вышивки и головные уборы Весьегонского и Бежецкого уездов Тверской губернии.

Авторы:

Королькова Л.В., зав. отделом Северо-Запада России и Прибалтики

Кто золотой нитью вышивает, тому скучно не бывает.

В Российском этнографическом музее хранится значительное по объёму собрание карельских вышитых головных уборов и образцов вышивок. Среди них особый интерес представляют изделия с декором, выполненным металлическими и металлизированными нитями. Все эти предметы были приобретены в Весьегонском и Бежецком уездах Тверской губернии в первой четверти XX в. известными собирателями: Билибиным И.Я., Яновичем Д.Т, Золотарёвым Д.А. и Малиновской З.П. Большинство изделий датируются XIX в. В коллекциях представлена как ремесленная вышивка, так и крестьянская. Наибольшее развитие вышивка золотной и серебряной нитью получила в Весьегонском уезде. Мастерицы, проживавшие в деревнях этого уезда, выполняли вышивку металлическими нитями по льну, кумачу, по шерстяной ткани или бархату. Подложка делалась из холста. Ткань выбирали в зависимости от узора. Если вышивка была сплошной и покрывала всю поверхность ткани, то основа подбиралась плотная, если же «золотной» нитью вышивались только узоры, могли использовать шёлк, бархат, фабричные тонкие шерстяные ткани. Для металлического декора использовали нити разных сортов: пряденые, сканые, бить или канитель. Они могли быть разных оттенков золота или серебра, различной толщины, формы сечения. Для карельских «золотных» вышивок XIX века характерно использование сложных металлизированных нитей. Их основу делали из шелковой или льняной нити, а оболочку из металла. В зависимости от металлической составляющей, нити разделяли на «золотные» и «мишурные» (позолоченные или посеребренные из меди, медно-цинкового сплава, олова и пр.). При вышивании золотными и серебряными нитями применяли различные техники: настилы, «косой ряд», узор «клопчик» и др. Шитье выполнялось «в прикреп»; при этом нить укладывалась плотными параллельными рядами поверх ткани и прикреплялась поперечными стежками обычной нитью в прокол. Если поверхность изделий была плоская, то нити располагали в разных направлениях и таким образом создавался эффект золотого блеска. Для того чтобы вышивка была объемной использовали фрагменты узора, вырезанные из бересты или картона. Они служили подложкой для металлических нитей. Профессиональные вышивальщицы украшали свои изделия «кованым» швом; вышивка получалось плотной, без просветов. Головные уборы с такой вышивкой обычно делали к свадьбе. В крестьянских разреженных вышивках в сочетании с металлическими нитями часто использовались льняные и разноцветные шерстяные нити. Иногда вышитые изделия дополнялась металлическими пайетками (блестками золотистого или серебряного цвета). В многообразии сюжетов карельской вышивки преобладали архаичные сюжеты: древо жизни, антропоморфные и зооморфные фигуры, солярная символика: круги, ромбы, лучевые и лепестковые розетки, косые кресты, свастики.