Вернуться
Альбомы

Этнографические рисунки: хозяйственные постройки. Материалы Верхневолжской этнологической экспедиции 1921–1925 гг.

Дата:

31.01.2024

Серия:
Этнографический рисунок
Personalia
Народ:

русские; карелы

Аннотация:

В альбоме представлены рисунки хозяйственных построек, таких как овины, риги, гумна, сараи для сена, ветряные и водяные мельницы без которых не могло обойтись ни одно земледельческое крестьянское хозяйство. Большая часть этих построек находилась на усадьбе крестьянина, располагаясь на ее конце, подальше от жилого дома и помещений для скота.

Авторы:

Автор текста: Шангина И.И., главный научный сотрудник отдела этнографии русского народа, доктор исторических наук. Подбор иллюстраций: Игнатьева О.П., научный сотрудник отдела специализированного хранения, хранитель иллюстративного фонда.

Верхневолжская этнологическая экспедиция, проводившая в 1921–1925 гг. полевые этнографические исследования в Ярославско-Тверском крае под руководством профессора Давида Алексеевича Золотарева (1885–1935), была организована Этнологическим отделением Российской Академией истории материальной культуры (РАИМК) и Этнографическим отделом Государственного Русского музея (ныне Российский этнографический музей). Она ставила своей задачей собрать вещевой, визуальный,  информационный материал, позволявший дать этнологическую характеристику Ярославско-Тверского края, населенного русскими и тверскими карелами. В экспедиции собирались экспонаты для Этнографического отдела, проводилась фотосъемка интересных объектов культуры, а профессиональные художники работали над этнографическими рисунками жилища, одежды, предметов быта и хозяйства.

Особенно большое значение Д.А.Золотарев придавал такому визуальному материалу как этнографический рисунок. Он считал его столь же важным источником как устные сведения, полученные от информантов, вещевые памятники и фотографии, особенно, если рисунки выполнялись профессиональными художниками и архитекторами под руководством специалистов.

Для работы в экспедиции Д.А.Золотарев пригласил молодых архитекторов и художников, сравнительно недавно закончивших свое обучение в профильных учреждениях. Всего в экспедициях работали 9 профессиональных архитекторов и художников: Колобаев Александр Лукич, Самородов Владимир Георгиевич, Гордей Лесовик (Николай Васильевич Петухов), Досс-Шарикова Эмилия Николаевна, Саксеев Павел Васильевич, Шабад Агнесса Марковна, Иванова Н., Перфильев Ф., Мясников В.А.  Кроме того этнографические рисунки исполняли и этнографы-участники экспедиции:  Артамонов М.И.,  Бломквист Е.Э.,  Песселеп Л.И.,  Олиференко О.И.

За пять лет работы экспедиции в полевых условиях было сделано свыше 3000 рисунков, планов и зарисовок. На них зафиксированы с документальной точностью крестьянские жилища, хозяйственные помещения, орудия сельского хозяйства и ремесла, транспорт, предметы одежды, народный орнамент. Они хорошо дополняют и детально раскрывают собранные сведения о культуре русских и тверских карел.

В альбоме представлены рисунки хозяйственных построек, таких как овины, риги, гумна, сараи для сена, без которых не могло обойтись ни одно земледельческое крестьянское хозяйство. Большая часть этих построек находилась на усадьбе крестьянина, располагаясь на ее конце, подальше от жилого дома и помещений для скота. Кроме того в альбоме представлены ветряные и водяные мельницы.

Амбары

Амбар (житница) – постройка, предназначенная для хранения зерна – главного богатства семьи. В Ярославской пословице говорилось: «Каково в амбаре, таково и в кармане».

Мельницы

Водяные и ветряные мельницы использовались для перемалывания зерна в муку, с их помощью обдирали зерно и измельчали его на крупу.  Мельницы обычно ставились за околицей деревни иногда несколько в один ряд.

Водяные мельницы ставились при ручьях, на которых делалась запруда; ветряные – на возвышенных местах. Ветряные мельницы были шатровые и стержневые (столбовки). Они отличались друг от друга некоторыми особенностями конструкции и внешнего вида. 

Овины и риги

Овины и риги предназначались для сушки снопов зерновых культур. Овины были ямные и верховые. Ямный овин состоял из двух помещений: подземного подовина, где находилась печь, и надземного невысокого сруба – садила с колосниками для снопов над ним. У верхового овина подовин с печью находился на поверхности, а садило с колосниками над ним. Поэтому верховые овины были высокие и их часто называли овин-каланча.

Рига отличалась от овина тем, что в ней печь и колосники находились в одном помещении.

Сараи для сена

Сараи для сена (сенники, сеновалы) ставились обычно в конце усадьбы. Если же покосы располагались далеко от деревни, то – на сенокосных участках. Сено оттуда вывозили зимой, когда устанавливался санный путь.