Вернуться
Альбомы

Венцы Русского Севера

Дата:

25.12.2023

Серия:
Костюм
Народ:

русские

Аннотация:

Венцы по праву считаются самыми нарядными, яркими и богатыми головными уборами, неслучайно их использовали в качестве свадебных и даже называли «коронами».

Авторы:

Зимина Татьяна Александровна, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии русского народа

Термин «венец» в применении к девичьему головному убору был известен в русской традиции еще в XVI–XVII веках. Позднее, в XVIII–XIX веках, он употреблялся у русских практически повсеместно – и в северных, и в южных, и в центральных губерниях Европейской части России, а также на Урале и в Сибири. Так называли девичий головной убор разных конструкций и форм. Предлагаем познакомиться с основными типами девичьих венцов, бытовавших в Архангельской, Вологодской, Новгородской и Олонецкой губерниях. Они по праву считаются самыми нарядными, яркими и богатыми, неслучайно их использовали в качестве свадебных и даже называли «коронами». Венцы обычно изготавливали из жесткого материала – древесного (луб, береста), толстого картона и проклеенного в несколько слоев тонкого картона или холста. Их поверхность могла быть глухой или прорезной и, как правило, богато декорировалась вышивкой или шитьем металлическими (золотными и серебряными) нитями, перламутром, бисером, стеклярусом, стеклами и полудрагоценными камнями в металлической оправе, жемчугом, цветными стеклами, цатами, фольгой, позументами, тесьмой. В конструктивном отношении некоторые типы венцов были довольно простыми, другие же представляли собой сложное сооружение из двух или более составляющих. Кроме того, их нередко дополняли лентами, завязками, рясками, поднизями, лопастями, хлобоснями/хлебоснями и т.д., которые выступали в качестве самостоятельного предмета, но в соединении с женскими головными уборами представляли с ними единое целое. См. также: Зимина Т.А. Венцы Русского Севера (по коллекциям Российского этнографического музея) // Проблемы изучения и реставрации головных уборов традиционных костюмов народов России: Материалы международной научно-практической конференции. – Архангельск: Кира, 2017. С.42–47.

Венец-обруч в виде венка

В народном костюме Русского Севера встречается венец в виде замкнутого обруча, кольца, похожий по форме на венок. В европейской культуре венцы такой формы нередко являлись головными уборами коронованных особ. В иконописной традиции в них изображены некоторые пророки, а также царственные персоны, например библейские цари. В православной церкви подобные венцы до сих пор возлагают на головы венчающихся. Верхний край венца мог быть ровным или рельефным, с расширенной налобной частью. Венец-обруч либо возлагали на голову, либо надевали таким образом, чтобы он хотя бы нижней частью плотно охватывал голову ото лба к затылку со всех сторон, оставляя свободной макушку. В Олонецкой губернии такой головной убор обычно называли «перевязка». Обтянутый тканью обруч мог быть соединен с венцом в виде ажурной повязки, лицевая часть которой возвышалась треугольным рельефным навершием. Обруч также служил основой свадебного головного убора «коруны», к которому крепился резной выпуклый валик.

Венец-нимб: городчатый

Этот тип венца имеет форму незавершенного/разорванного круга и напоминает собой нимб, подкову или дугу. Эта конструкция связана с термином «венец» в большей степени с точки зрения иконописной традиции. Согласно «Словарю иконописца», венцом называют «часть оклада, украшение вокруг головы на месте изображения нимба на иконе». Венцы на окладах были гладкими или прорезными, украшались сканью, эмалями, камнями, стразами и т.д. Иногда они завершались крупными зубцами и тогда назывались «городчатыми» венцами. Дугообразные девичьи венцы имели гладкий или рельефно-зубчатый верхний край; последние, так же как и венцы на окладах, назывались «венцы с городками/городами» или «городчатые венцы». Для их обозначения в литературных и научных описаниях и раньше, и сейчас используют термины «венец», «корона», «диадема», в локальных традициях русских зафиксированы названия «венок», «корона», «почёлок». Такой венец располагался на голове иначе, нежели венец-венок: он накладывался на переднюю часть головы как бы поперек нее и возвышаясь над ней, а его концы располагались около ушей, но чаще за ними. Лицевую сторону городчатых венцов нередко заполняли вышивкой бисером, перламутром, стеклярусом и жемчугом по льняным и хлопчатобумажным шнурам (техника «сажение по бели»). Он мог состоять из нескольких частей, скрепленных друг с другом, или его носили с другим головным убором, прикрепляя к нему (например, с повязкой). И в том и в другом случае для его крепления на голове использовали завязки в виде веревок, тесьмы или лент, пришитых к концам венца и завязывавшихся сзади.

Венец в виде нимба: гладкий

Венцы с гладким верхом в народе называли «головодец», «почёлок». Как правило, их лицевая поверхность расшивалась золотными нитями. Известен вариант соединения такого венца с девичьей повязкой.

Венец в виде ажурной повязки

Венцом называли также повязку в виде треугольника с вытянутыми концами, с рельефным верхним краем и обычно прямым или с полукруглым нижним. Такой венец при креплении на голове девушки нередко образовывал замкнутый обруч, но при снятии с головы обруч размыкался и превращался в жесткую ажурную полосу, которая иногда прикреплялась к обручу. Венец в виде ажурной повязки изобиловал декоративным шитьем (нередко в технике «сажение по бели»), в орнаменте которого встречались разнообразные мотивы, был украшен цветными и прозрачными стеклами и цатами.