Вернуться
Альбомы

Слуцкие пояса

Дата:

21.12.2023

Серия:
Костюм
Ткани
Народ:

белорусы

Аннотация:

Представляем знаменитые слуцкие пояса, а также пояса, созданные по их мотивам. Слуцкие пояса - культурное достояние, исторический культурный символ Беларуси. Пояса стали предметом коллекционирования как шедевр ткацкого искусства, их популярность обусловила и серии подражаний. Собрание Российского этнографического музея включает как оригинальные произведения, так и образцы, исполненные в стиле слуцких поясов.

Авторы:

Н.М. Калашникова, автор подкаста, д.культурол., заведующая отделом этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы. В.А. Баранова, научный сотрудник второй категории Отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы.

У истоков слуцких поясов

Слуцкий пояс во второй половине XVIII в. входил в состав парадного костюма польской аристократии, подчеркивая статус и богатство владельца. Пояс носили поверх кафтана, обвив вокруг талии несколько раз и выпустив спереди узорные концы. Кафтан назывался кунтушом, отсюда вытекает другое название подобных поясов – «кунтушный пояс». Свое оригинальное наименование пояс получил по месту изготовления в г. Слуцке. Появление слуцкого пояса было обусловлено европейской модой XVIIXVIII вв. на восточные шелковые пояса, которые привозили главным образом армянские купцы из Персии и Османской империи. Несмотря на высокую стоимость таких поясов, спрос на них увеличивался, что подтолкнуло предприимчивых торговцев и отдельных представителей польской шляхты налаживать собственное производство на территории Речи Посполитой. Основанные мануфактуры называли «персиарнями», что указывало на производство тканей восточного типа. В г. Слуцке мануфактура была основа в 1730-х гг. князем Иеронимом Флорианом Радзивиллом, которая в 1760 г. перешла под управление старшего брата князя Михаила Казимира Радзивилла. Для налаживания производства тканых шелковых поясов Михаил Радзивилл пригласил армянского мастера Яна Маджарского, который реорганизовал процесс изготовления поясов, в результате чего и возник тот тип пояса, который известен сегодня под названием «слуцкий». Его дело продолжил сын – Леон Маджарский.

Особенности изготовления

Слуцкие пояса изготавливали на ручных ткацких станах из шелковых или золотных и серебряных нитей. Кроме этого, неотъемлемым элементом декора стала бахрома также из шелковых или золотных нитей. Длина пояса не имела определенных размеров и варьировалась от 2-х до 4-х с половиной метров, ширина составляла от 20 до 40 сантиметров. Декоративное оформление слуцкого пояса состояло из трех частей – середника, окантовки и двух концов. Важной чертой работы как слуцких, так и мастеров других персиярен являлось создание двухсторонних четырехлицевых поясов. Такой пояс имел две стороны, каждая из которых делилась пополам на две части. Эти части имели свой рисунок и являлись лицевыми, то есть не имели изнанки.

Пояса по типу слуцких

Слуцкие пояса высоко ценились польской шляхтой, однако одна персиарня не могла удовлетворить все возрастающий спрос. В результате на территории Речи Посполитой появились и другие персиарни, копирующие стиль слуцких поясов.

Наиболее известными были мануфактуры в Кобылках и Липкове под Варшавой, Кракове, Несвиже, Жмигрудах, Гданьске и в ряде других населенных пунктах. Нередко пояса, изготовленные в этих персиарнях, также называют слуцкими, хотя правильнее было бы обозначить их как пояса по типу слуцких.

С присоединением части территорий Речи Посполитой к Российской империи производство слуцких поясов начинало приходить в упадок. Польской шляхте запретили носить свой национальный костюм, в следствие чего надобность в поясах отпала. В XIX в. некоторые пояса отдавали в церкви, где их использовали при изготовление церковного облачения. Кроме этого, у коллекционеров возник интерес к ним как к предмету искусства. Слуцкие пояса приобретали в личные коллекции, из которых они нередко попадали в собрания музеев.

Российские кушаки

В России также создавались пояса по типу слуцких. Как и в Речи Посполитой в Русском царстве XVI – XVII в. существовала мода на восточные тканые пояса, которые назывались – «кушаками».

В XVIII в. в Астрахани возникло первое собственное производство кушаков. Основателем «кушачной» мануфактуры был армянин Ревиз Зелиев. Там же действовало производство братьев Буниатовых. Чуть позднее центр по изготовлению поясов переместился в Москву и близлежащие территории, что было обусловлено государственной политикой развития в России шелкоткацкого производства. Среди российских фабрик по изготовлению поясов по типу слуцких наиболее известными являются мануфактура Данила Яковлевиче Земского в селе Купавно, позднее перешедшая во владение к князю Юсупову, фабрика Якова Карпова в селе Хомутово, Кирилла Кондрашева, Григория Кириякова.

Московские пояса в отличие от слуцких поясов не отличались разнообразием орнамента и расцветок, были менее насыщенны золотной нитью. Вместе с тем кушаки по праву считаются произведениями ткацкого искусства благодаря тонкой выработке, расцветке, подобранной с большим вкусом, и по простой изящной орнаментации.