Вернуться
Альбомы

Айны: ритуальные заструженные палочки «инау»

Дата:

19.12.2023

Серия:
Personalia
Народ:

айны

Аннотация:

Ритуальные заструженные палочки «инау» являлись у айнов важным элементом их культуры, включенным во все сферы деятельности и служащим универсальным способом коммуникации с богами.

Авторы:

Сем Т.Ю., научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока, кандидат исторических наук

В духовной культуре айнов – малочисленного народа островов Тихоокеанского побережья, проживавшего в конце XIX – начале XX века на юге о. Сахалин и на о. Хоккайдо в Японии, сохранился древний культ ритуальных заструженных палочек, называемых инау.

В собрании Российского этнографического музея хранится 104 инау, собранных исследователями Дальнего Востока В.Н.Васильевым и Б.О.Пилсудским в 1910–1913 годах на Сахалине и Хоккайдо. Эти предметы характеризуют важный элемент культуры айнов и представляют собой уникальный феномен коммуникации с богами.

Согласно мифологии айнов первопредок, получив талисман в виде клочка облака, спустившегося к нему на мотыгу – орудие творения мира, сделал из них инау, которые сопутствовали удаче во всех его делах. Ритуальные палочки инау являлись священными предметами айнов, посредниками, передающими молитвы и жертвы от человека верховным богам, духам огня и предков. Инау делали из священного дерева ивы, но также это могли быть сирень, дуб, кизил и магнолия, которые обладали приятным запахом и красивой древесиной. Слово «инау», по мнению исследователей, означало – «язык дерева» либо – «заструженное», «цветок». Также существует предположение о связи инау со словом иноту – «жизнь» в значении «способный одушевлять ритуальные предметы».

К разряду инау относились различные священные предметы, вырезанные из дерева и имевшие определенный вид застружек: заструженные палочки разного типа, палочки с затесами, а также большие деревья с зарубками и сучками – нуса инау, сучки деревьев, выступавших в роли идолов, просто пучки стружек. Большинство инау имели антропоморфный вид с головой, лицом, туловищем и стружками в качестве одежды.

Различали инау внешнего и внутреннего пространства. К внешним относились нусасан инау, которые ставили на священной изгороди. Они посвящались верховным богам, божествам моря, леса, охоты, горы, а также предкам, духам промыслов и усадьбы, хозяину гор на медвежьем празднике. Внутренние, домашние инау охраняли очаг, вход в жилище, посвящались духу-хозяину жилища. Кроме того, их использовали с лечебными целями и в качестве оберегов, в том числе детских – ниипопу. Особую категорию инау составляли шаманские, погребальные инау и стружки, предназначавшиеся для освящения ритуальных предметов.

Ритуальные заструженные палочки инау являлись у айнов важным элементом их культуры, включенным во все сферы деятельности и служащим универсальным способом коммуникации с богами.