Вернуться
Альбомы

Дерево и деревообработка в традиционной культуре народов Кавказа

Дата:

18.12.2023

Серия:
Утварь
Ремесла
Костюм
Народ:

народы Дагестана; аварцы; кабардинцы; осетины; балкарцы; черкесы; карачаевцы; шапсуги; лакцы; сваны; грузины; армяне; каратинцы; бесленеевцы; бжедухи; абхазы; горские татары; карачайские татары; ногайцы; иранцы

Аннотация:

В традиционной культуре народов, населяющих обширный Черноморско-Каспийский регион, включающий Кавказ и сопредельные территории, дерево являлось наиболее распространенным материалом для изготовления широкого круга бытовых и производственных предметов.

Авторы:

Гущян Лусинэ Степановна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат культурологии; Зельницкая Рица Шотовна, научный сотрудник первой категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат исторических наук


Деревянные изделия в основном находили применение в интерьере традиционного жилища на Северном и Южном Кавказе. В первую очередь, это предметы мебели: столы – архаичные (невысокие, круглые) или более модерные (с высокими ножками, прямоугольные), статусные кресла, разные скамейки и табуретки, кровати и колыбели, а также традиционные сундуки.

Из дерева изготавливали ритуальную и повседневную посуду, хозяйственную утварь, в первую очередь, предметы, связанные с производством и потреблением пищевых продуктов: разнообразные ведра для дойки, цедилки для молока, кувшины для воды, специальные лукошки для сбора дикого меда. Все эти предметы представлены в музейном собрании и позволяют определить место деревообработки в культуре народов Северного Кавказа, особенно его западных областей.

География распространения деревянной кухонной утвари и посуды значительно шире. Так, в хозяйстве использовались предметы для переноса продуктов, например, лопатки для зерна, круп и муки, а также мерная посуда, необходимая, в первую очередь, для измерения сыпучих продуктов. При обработке ингредиентов для приготовления пищи применялись деревянные тарелки, ковши, ступки, шумовки, половники, ложки, вилки, тазы и блюда; деревянными ложками и тарелками пользовались также во время трапезы. Большое значение ложек в традиционной культуре демонстрируется связными с ними ритуалами, включенными в обряды жизненного цикла, а также наличием для них специальных деревянных ящичков-ложкарников – обязательных атрибутов традиционного дома.

Особое значение в традиционной культуре народов региона имеют деревянные чаши и бокалы, некоторые из которых богато декорированы резным геометрическим или зооморфным орнаментом, а также фамильными знаками-тамгами. Чаши и бокалы тоже включались в ритуальные практики. Так, у северокавказских народов эти сосуды использовались во время встречи статусных гостей и общественных молений.

Из дерева производились инструменты для традиционных промыслов, среди которых важное место занимала обработка шерсти. Различные чесалки для шерсти могли быть отмечены фамильными знаками, как мастера, изготовившего инструмент, так и заказчика. В городской среде немаловажную роль играло набойное ремесло. Для нанесения краски на хлопчатобумажные или шелковые ткани использовались деревянные штампы, которые представлены в музейном собрании.

Как наиболее распространенный и легкий материал дерево шло на изготовление специальной обуви. Женские сандалии котурны на деревянной подошве входили в комплекс предметов свадебного дарообмена.

Важнейшим атрибутом мужской субкультуры является ногайка; её ручку чаще всего изготавливали из липы. Социовозрастной статус мужчины обозначался наличием посоха, частично или полностью вырезанного из цельного куска дерева.

Предметы интерьера традиционного жилища

В ряде областей региона – на Северном Кавказе, а также в горных районах Грузии самым распространенным типом мебели были небольшие трехногие столы и стулья. Высота табуреток доходила до 25 см, а сиденье традиционно имело дугообразную форму. Высота столов была более вариативна – от 7 до 45 см, она зависела от локальной традиции расположения этой мебели, способа приема пищи и принятых социальных канонов. Круглые столешницы диаметром от 30 до 55 см могли быть как с небольшими бортиками, так и без них. Диаметр столешницы зависел от статуса и числа трапезничающих. Так, для трапезы с гостем у адыгских народов подавались индивидуальные небольшие столики для каждого гостя. Данная традиция объяснялась тем, что совместная трапеза двух мужчин за одним столом предполагала установление квазиродственных отношений – они становились побратимами.

Кровати и колыбели в традиционной культуре народов региона изготовлялись только из дерева. Парные кровати со спинками, бытовавшие в ногайской среде, отличаются как общими габаритами, так и высотой спинок. Кровати богато декорированы в основном геометрическими орнаментами черного, белого, красного и зеленоватого цветов, дополненными восьмилепестковыми цветками контрастных фону тонов. Декор выполнен в технике выжигания.

Орнаментированные детские колыбели, выполненные из деталей, изготовленных на токарном станке, встречались в основном в зажиточных семьях. На Южном Кавказе их дарили  родители со стороны будущей матери. Колыбель являлась семейной реликвией и служила нескольким поколениям. В музейном собрании представлены также колыбели-игрушки часто с полным комплектом детского приданного.

Кухонная и хозяйственная утварь

Разнообразная посуда, кухонная и хозяйственная утварь в культуре народов Кавказа изготавливались также из дерева. Чаще всего деревянными были вспомогательные хозяйственные приспособления: лукошки для сбора дикого мёда, вёдра, цедилки для молока, мутовки для разбалтывания кислого молока, кувшины для переноски воды, мерки, лопатки для переноса сыпучих продуктов. В отличие от простых форм этих предметов, имевших часто гладкую поверхность, кухонная утварь – ступки, ящики для соли, кувшины, тарелки, блюда и ковши – могла быть декорирована вырезанными линиями, формирующими геометрические фигуры.

Деревянная столовая утварь представлена прежде всего многочисленными ложками разных размеров и форм, которые зависели от типов подаваемых блюд в городской среде или в горских селениях. В частности, иранской традиции ручки ложек для подачи шербета могли быть декорированы изящным резным орнаментом. В культуре народов региона большое значение придаётся ложкам, что подтверждает особое к ним отношение во всех локальных традициях. Так, в интерьере кавказского дома обязательно присутствовали специальные ложкарники, которые также могли изготовляться из дерева и иметь резные декоративные элементы, среди которых выделяется стилизованный растительный орнамент. Ложки часто были персональными, каждый член семьи знал свою ложку и пользовался только ею, более того, на Южном Кавказе ее могли положить в гроб усопшему в качестве личной вещи. При рождении ребенка старшая женщина семьи вкладывала в домашний ложкарник новую ложку, демонстрируя включение новорожденного в фамильный круг.

Сосуды для употребления напитков – бокалы, кубки, чаши, изготовленные из дерева, присутствовали на столе и в повседневном застолье,  и во время ритуальной трапезы. Воду, брагу и пиво, в зависимости от местной традиции, пили из сосудов разных форм. Осетины во время ритуальных застолий, включающих употребление обрядового пива, использовали специальные чаши, декорированные искусной резьбой в виде человеческих фигур, головок животных, птиц, а также стилизованным рельефным орнаментом.

На Северо-Западном Кавказе мужчины, принятые в доме, наносили свои фамильные знаки-тамги на ритуальные и гостевые чаши, демонстрируя таким образом признание хозяину и доброе отношение к нему.

Инструменты для текстильного ремесла

В домашнем и ремесленном производстве текстиля использовались инструменты, полностью или частично изготовленные из дерева. Так, широко бытовавшие у всех народов региона приспособления для расчесывания шерсти имели деревянную основу различных форм. Значимость этих инструментов в традиционной культуре была столь велика, что на внешней стороне они могли иметь фамильные знаки – тамги, обозначающие принадлежность инструмента конкретной хозяйке из определенного рода.

Одним из наиболее распространенных в городской среде способов декорирования хлопчатобумажной и шелковой тканей была набойка: при помощи специальных деревянных штампов мастер наносил многослойный узор на поверхность изделия. В музейном собрании помимо штампов с тонкой резьбой представлено также клеймо армянского мастера-набойщика, которым он маркировал свою продукцию.

Атрибуты женской и мужской субкультуры

Наиболее распространенным материалом для изготовления как мужских, так и женских гребней было дерево. Формы расчесок варьировались, однако в регионе широко бытовали весьма архаичные двухсторонние: одна сторона имела редкие, а другая частые зубья. Женщины хранили свои расчески в деревянных шкатулках, куда также могли складывать украшения; имелись и специальные шкатулки для предметов рукоделия.

Высокая женская деревянная обувь, бытовавшая в регионе, имела разное назначение в зависимости от локальной традиции. Так, в армянской культуре инкрустированные металлом и перламутром сандалии котурны были банной обувью, в то время как в адыгском мире они являлись свадебной и статусной обувью. Кроме того, такая обувь была предназначена для входа в плохую погоду, поскольку высокая подошва позволяла избежать уличной грязи.

Ногайка и посох – значимые атрибуты социовозрастного статуса мужчины. На Северном Кавказе ногайка имела, скорее, ритуальное и презентативное значение. Так, у некоторых народов региона в ряде свадебных обрядов существовал специальный ритуал открывания лица невесты, что делалось кинжалом либо ногайкой.

Символом взрослого мужчины, заслужившего статус аксакала – опытного и мудрого старца, являлся посох. В традиционной культуре посох его будущий владелец не заказывал. При достижении мужчиной определенного возраста (около 60 лет) один из его близких – родственник или друг – преподносил ему в дар посох, подтверждая тем самым признание его заслуг и свое исключительное уважение. В ответ аксакал торжественно вручал ему равнозначный по ценности подарок.