08.12.2023
туркмены; казахи; русские
Альбом посвящен коврам и ковровым изделиям из экспедиционных привозов одного из старейших сотрудников музея.
Е.Л. Кубель, научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана; И.А. Машукова, научный сотрудник отдела специализированного хранения
Морозова Анна Степановна Морозова – этнограф, специалист по традиционной культуре народов Средней Азии, заведующая отделом этнографии Средней Азии и Казахстана Государственного музея этнографии(1939–1941, 1954–1972; с 1948 г. – Государственный музей этнографии народов СССР), и.о. директора музея (1941–1942), главный его хранитель (1944–1953), кандидат исторических наук. Основной вклад А.С. Морозовой в развитие этнографической науки заключается в комплексном подходе, сочетавшем научную, экспозиционную, собирательскую и просветительскую деятельность. Результатом этой работы стали три экспозиции, десятки выставок; двенадцать собирательских экспедиций в Среднюю Азию и Казахстан, пополнивших собрание музея почти 600 экспонатами и 1000 фотографий; научные статьи и доклады; многочисленные лекции и занятия с посетителями музея и коллегами-специалистами.
Материалы экспедиционных поездок в Туркменскую ССР в 1937 году (совместно с М.В. Сазоновой) и в 1962, 1966, 1969 годах (совместно с М.Д. Перлиной)
В 1937 году А.С. Морозова возглавила работу по подготовке экспозиции «Туркмены в прошлом и настоящем». Новая концепция и разработанный ею тематико-экспозиционный план предполагал дополнение экспонатами некоторых тематических разделов экспозиции, в частности раздела «Современное ковроткачество в Туркмении». Несколько экспедиционных поездок А.С. Морозовой были посвящены именно этой задаче.
Однако в своих поездках А.С. Морозова считала необходимым пополнять музейное собрание разными образцами традиционной культуры туркмен. Так, Анной Степановной были приобретены колыбель, вытканная в технике гладкого ткачества, датируемая последней третью XIX века; переметная сума начала XX века, являвшаяся частью приданого невесты; торбы 1920–1930-х годов.
В экспедициях 1960-х годов А.С. Морозова продолжила изучать современные женские домашние занятия, в том числе ковроткачество, в связи с чем приобрела различные инструменты коврового производства. Кроме того, она осуществила фотофиксацию сохранившейся традиции прядения шерсти.
Экспедиционные поездки в Туркменскую ССР в 1938, 1949, 1953 годах
В нашей стране в 1930-х годах начался новый этап музейного строительства, во многом связанный с поиском форм отражения современности в экспозиционном пространстве. Вследствие этого была актуализирована тема инноваций в ковроткачестве, что вызвало появление в музейном собрании так называемых сюжетных и «портретных» ковров, а также ковровых изделий малых форм (например, ковриков для подушек) 1930–1950-х годов.
А.С. Морозова в эти годы несколько раз выезжала для сбора материала в г. Ашхабад, где в 1933 г. была организована Экспериментальная ковровая мастерская, объединившая на артельных началах ковровщиц из разных районов республики. Задачами мастерской было улучшение качество ковров, а также экспериментирование в области орнамента. Самым сложным для мастериц оказалось освоение методики работы над «портретными» коврами, которая создавалась опытными мастерами-ковроделами совместно с художниками, подготовлявшими эскизы портретов. На эскиз, размером соответствовавший будущему ковру, художник-ковровщик карандашом наносил миллиметровую сетку с точным количеством узлов. Цветная пряжа, необходимая для тканья ковра, нумеровалась в соответствии с номерами на эскизе. По таким эскизам выполняли изображение.
А. М. Морозова из одной из своих поездок привезла подобный экспонат, представляющий собой эскиз портрета В.И. Ленина, написанный на холсте масляными красками и покрытый миллиметровой сеткой, которая разбивает его на цветовые участки с указанием номеров. В разное время А.С. Морозова приобрела в музейное собрание «портретные» ковры с изображениями И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова и А.И. Микояна, эскизы к которым были выполнены известным в республике художником Е.Д. Крыловым. Кроме самого портрета, на каждом из ковров имеется вытканная на русском и туркменском языках надпись с указанием художника и мастериц-ковровщиц.
Во время экспедиционной поездки А.С. Морозова сформировала фотоколлекцию, отражающую процесс коврового производства на фабриках в гг. Ашхабаде и Керки.
Экспедиционная поездка в Казахскую ССР в 1957 году
Летом 1957 г. А.С. Морозова отправилась в командировку в Казахскую ССР с целью приобретения экспонатов для новой экспозиции, посвященной современному искусству народов СССР. Ознакомившись с работой артелей г. Алма-Аты, А.С. Морозова отобрала необходимые предметы. Так, в артели «Ковровщица» она остановила свой выбор на образцах ковров и ковровых изделий: двух ворсовых коврах, одном гобелене– «Казахский танец» и двух маленьких «фестивальных» ковриках (изготовлявшихся молодыми сотрудниками артели в качестве подарков зарубежным делегациям VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившим в Москве летом 1957 года).
Полоса для юрты, полосы для переметной сумы, «алаша» – ковры из полос.
Материал экспедиционной поездки в Казахскую ССР в 1959 году (совместно с С.М. Лейкиной)
В Джамбульской области Казахской ССР А.С. Морозова приобрела образцы традиционного домашнего ковроткачества. Казахские женщины ткали на узконавойном станке «ормек» узорные полосы разного назначения. Самой сложной комбинированной техникой, заключающейся в сочетании гладкой/паласной основы и орнамента, вытканного на верхнем ее порядке с применением узелкового/ворсового ткачества, выполнена полоса «ак баскур», предназначенная для стягивания и декорирования остова юрты. Таким же способом выполнены полосы для переметной сумыи «алаша» – безворсовых/гладкотканых ковров, сшитых из узких полос, которыми в юрте покрывали полы, а в стационарном жилище украшали стены.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.