Вернуться
Альбомы

Тканые и плетёные пояса финно-угорских и балтских народов Северо-Запада России

Дата:

23.11.2023

Серия:
Костюм
Ремесла
Народ:

карелы; эстонцы; латыши; литовцы; финны; саамы

Аннотация:

В онлайн-альбоме представлены наиболее интересные пояса, изготовленные в конце XIX – начале XX века.

Авторы:

Королькова Людмила Валентиновна, зав. отделом этнографии Северо-Запада России и Прибалтики

С давних времен пояс являлся неотъемлемым элементом народного костюма. Он не только скреплял одежду, но и создавал вокруг человека защитный магический круг.

Пояса носили по будням и в праздники. Ими подпоясывали плечевую и поясную одежду: шубы, пальто, рубахи, сарафаны, платья, юбки, штаны. У каждого из народов Балтийского региона бытовали разные виды поясов, что было обусловлено этнической, культурной и половозрастной спецификой. Пояса различались по материалу, декору и назначению, и назывались у балтов и прибалтийских финнов по-разному. Латыши и литовцы называли тканый пояс «Josta», «Juosta», финские народы – «Vyö» (финны), «Vö, Vöö»» (эстонцы, сету, вепсы), «Vy» (ижора), «Vÿo» (карелы). Пояса ткали на дощечках, на бердышке и на ниту (сволочке); плетеные пояса выполняли на деревянной вилочке и на руках. Для изготовления тканых поясов до середины XIX века использовали льняные, шерстяные и конопляные нити домашнего изготовления, окрашенные натуральными красителями. Во второй половине этого столетия появились новые материалы – хлопчатобумажные нити, шерстяной гарус и анилиновые красители. Наибольшим разнообразием отличались тканые пояса. В зависимости от районов бытования они варьировали по ширине и длине, цветовой гамме; в каждой местности были свои способы компоновки геометрического или растительного орнамента. Тканые и плетеные пояса из текстиля завязывались узлом или бантом. Их концы могли быть свободно выпущены или заправлены под опояску. Повсеместно пояса использовались для исполнения родильных, свадебных, погребальных и аграрных обрядов. Считалось, что женский узорный пояс обладает силой, способствующей плодовитости. Поэтому во время сева на нем подвешивали лукошко с семенным хлебом. Пояса укладывали на землю и прогоняли через них скот. У всех прибалтийско-финских народов и балтов пояса входили в состав свадебных даров. Эстонцы использовали пояса в обряде принятия сватов: невеста подвязывала поясом горлышко бутылки со сватовской водкой; поясами украшали кнут жениха, кувшин невесты, лампу и подсвечник. По дороге к дому жениха невеста развешивала пояса на каждой развилке. В завершающий день свадебного торжества пояс жениха привязывали к свадебной кровати. После свадебной ночи молодая жена оставляла пояс в постели, и с этого момента он приобретал магическое значение для продолжения рода. У литовцев поясами украшали палку свадебного глашатая. Пояса использовали для пеленания детей; на широкие «юосты» подвешивали колыбель, опускали в могилу гроб. Длинные прочные пояса использовали в качестве праздничной упряжи. В онлайн-альбоме представлены наиболее интересные пояса, изготовленные в конце XIX – начале XX века.