Вернуться
Альбомы

Украинские серьги

Дата:

19.10.2023

Серия:
Украшения
Народ:

украинцы

Авторы:

Холодная Вера Георгиевна, научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения, кандидат исторических наук, хранитель Особой кладовой

В конце XIX – начале ХХ века у украинцев наиболее распространенным названием украшения, вдеваемого в мочки ушей, было «серьги» или «сережки». Предположительно еще в древнерусский период эта лексема была заимствована из тюркских языков. В собственно украинских письменных источниках она встречается с XVII века. На Востоке Карпат бытовало также название ковтки, впервые зафиксированное в источниках XV века; в форме колтки/колточки (от глагола колтаться – «качаться», «болтаться») оно было известно также русским Псковской и Архангельской губерний. В полесские и юго-западные говоры украинского языка из польского пришли наименования серег кульчики и заушници. Последнее название в XVII – начале XVIII века нередко встречалось в описях имущества и завещаниях украинской шляхты.

Серьги были одним из наиболее распространенных украшений украинок. Во второй половине XIX – начале ХХ века в местечках и селах Среднего Поднепровья, Восточного Полесья и Слобожанщины мастера-ювелиры («золотари») изготавливали их из серебра, меди и медных сплавов (латуни и нейзильбера), используя техники волочения, гнутья, литья, ковки, штамповки, чеканки и гравировки. Несмотря на то, что в технических приемах, конструкции и отделке серег прослеживаются европейское и русское влияния, работа украинских мастеров самобытна и легко узнаваема.

Большинство бытовавших в народной среде серег снабжались замком-швензой, т.е. имели закрепленный при помощи шарнира крючок, вдеваемый в мочку с внутренней стороны уха и замыкавший серьгу в отверстии с ее лицевой стороны. Эта конструктивная особенность распространилась на территории Российской империи во второй половине XVIII – первой половине XIX века под влиянием европейского ювелирного искусства. Во второй половине XIX века ее вариант – серьги «змейки» с листовидным расширением с лицевой стороны изготавливались в большом количестве русскими кустарями села Красное Костромской губернии и благодаря ярмаркам расходились по украинским селам Воронежской, Черниговской, Полтавской, Харьковской и Екатеринославкой губерний. В конце XIX – начале ХХ века дешевые кустарные варианты «змеек» из серебряной и медной проволоки утратили швензу и превратились в замыкаемое аналогичным образом кольцо.

Формы серег были чрезвычайно разнообразны, что отразилось в их названиях: змiйки/гадючки/пьявочки, качечки/уточки, книшики (напоминающие небольшой круглый пирожок), макiвки (с верхушкой в виде плоского, выпуклого или вогнутого цветочного венчика с голубым или красным стеклышком в центре), ягiдки (с красным стеклом в тонкой оправе (вичком)) и т.д. В начале ХХ века особую популярность приобрели похожие на полумесяц, подвешенный за рожки к проволочной скобе пластинчатые месяци/рогачки, украшенные гравированным растительным орнаментом, и «дутые», выгнутые из небольшой гладкой трубочки рогалики/колачики/бублики, как поступавшие на украинские ярмарки из села Красное, так и изготавливавшиеся на месте.

В качестве дополнительного декора в серьгах использовались небольшие привески, надеваемые непосредственно на кольцо или несъемно крепившиеся под верхушкой: коралловые, керамические, стеклянные и металлические бусины, штампованные равноконечные крестики, плоские литые «орлики», мотыльки (метелики), стебельки с парой листьев, оканчивающиеся овальным бутоном со стеклянной вставкой и т.д. Вследствие русского влияния в первой половине – середине XIX века в некоторых областях Малороссии вошли в употребление серьги, украшенные низками мелкого речного жемчуга.

Серьги с длинными подвесками, восходящие к европейским и русским образцам второй половины XVIII – первой половины XIX века, назывались звоники, бовти/бовтуни или телiпони. Стилистически они соответствовали эпохе позднего барокко – времени расцвета украинского золотарства. На востоке Черниговской губернии и на Слобожанщине отделка таких серег соответствовала декору шейно-нагрудных украшений, а являвшийся частью подвески бант нередко повторял форму банта бытовавших в регионе дукачей. В других случаях единство стиля достигалось благодаря использованию мастерами при изготовлении разных групп украшений одного и того же набора форм и штампов. Выпуклые штампованные розетки с центральной стеклянной вставкой могли использоваться как верхушка серьги и как накладка на ушко наперсного креста или дукача. В Среднем Поднепровье в качестве верхушки и/или подвески серег нередко использовались серебряные монеты, входившие также в состав ожерелий.

Женщины носили серьги с раннего детства и до глубокой старости. Нередко  ходить без серег для молодой женщины считалось грехом. Девочке прокалывали уши в два-три года, что знаменовало наступление нового возрастного этапа. С этой целью могли использоваться небольшие сережки с тонкой заостренной близурой, которые оставляли в ушах до заживления ранки. Пока девочка не начинала невеститься, она носила дешевые медные серьги стоимостью в 3–5 коп. Серебряные, позолоченные или золотые (ценой от 35 коп. до 3 руб. 50 коп.), одна или две пары, в зависимости от имущественного положения семьи, полагались взрослым девушкам и молодым замужним женщинам. В праздники девушки и женщины надевали более дорогие серьги, дополненные цветными вставками, жемчугом, фигурными подвесками, в будни носили те, что попроще, а во время Великого поста или в дни большого траура традиция предписывала носить в ушах скромные колечки «без камушков».

С серьгами было связано немало поверий. С давних пор они рассматривались как оберег, защищающий владелицу от вредоносных влияний потустороннего мира. В XIХ в. эта вера имела форму предписаний, регламентировавших повседневное поведение, и примет, трактовавших мелкие бытовые происшествия. Так, считалось, что ношение серег, в особенности серебряных и освящённых в церкви, может избавить от головной боли, а потеря серьги грозила ее владелице несчастьем. Символика серег как магического «замкá», замыкавшего «границу» между человеческим и потусторонним мирами, нашла отражение в действиях, совершавшихся в рамках свадебной и родильной обрядностей. Для того, чтобы сделать эту «границу» проницаемой в ситуации первой брачной ночи, целью ритуалов которой должно было стать зачатие, а также во время родов, желая ускорить появление на свет ребенка, женщина должна была снять серьги.