Альбомы
Каракалпаки. Ворсовые изделия
Каракалпаки. Ворсовые изделия
Заголовок
Каракалпаки. Ворсовые изделия
Серия
Каракалпаки 
Народ
каракалпаки
Аннотация
В технике ворсового ткачества в интерьере юрты присутствовали коврики «есик кас», укреплявшиеся над дверью, и составлявшие вместе с полосами «имбау / ыйинбау» единый комплекс декоративного оформления входа. Главным украшением стопки домашних вещей «джук», которая лежала на деревянном сундуке, стоявшем рядом с «тором» (почетным местом), был большой мешок для вещей «каршин», обращенный передней ковровой стенкой ко входу в юрту. На решетчатых стенках «кереге» были развешены нарядные торбы (сумки) «керги». Количественно эта группа предметов в собрании музея не очень многочисленна (немногим более 50 памятников), однако тщательный отбор экспонатов и их продуманная географическая локализация, делают ее прекрасным источником знаний об этом виде домашнего промысла. Все предметы выполнены в технике ворсового ткачества симметричным узлом преимущественно из овечьей шерсти (использование для основы хлопчатобумажных ниток не было традиционным для каракалпакских мастериц). Нити основы плотной крутки, с добавлением козьей (жесткой) и верблюжьей шерсти. Нити утка слабой крутки с добавлением пушистой верблюжьей. Нити ворса, кроме шерсти, часто с добавлением цветных хлопковых нитей, реже – шелковых. Плотность вязки средняя: 1200-1400 узлов на 1 дм², высота ворса 3-4 мм, в редких случаях до 6 мм. Орнамент на предметах занимает все центральное поле, которое, как правило, окружено рамкой в виде каймы. По композиции имеющиеся в собрании памятники делятся на две неравные группы: медальонную (51 предметов) – крупные медальоны, расположенные в один или несколько рядов, занимают все центральное поле, и сетчатую (три предмета) – небольшие фигуры вписаны в прямую или косую сетку. В медальонных композициях наиболее часто встречаются разные варианты узора «каршин гель» (узор каршина: Жданко 1958: 390) – восьмиугольного медальона с четырехчастным делением и диагональной расцветкой. Каршин работы М. Муратовой (ширина 39 см, длина 98 см. 1908 г.) является одним из самых высокохудожественных образцов этой группы (кол. 7128-15). Он выполнен из шерсти хорошего качества – мягкой и шелковистой, в красивой красно-коричневой гамме, с добавлением золотисто-желтого и достаточно редко встречающегося бирюзового цвета. Каршин работы Т. Хуленовой (ширина 31 см, длина 118 см. 1913 г.) интересен тем, что медальоны на его центральном поле «вписаны» в квадраты, образованные узкими вертикальными полосами с мелким геометрическим узором (кол. 7128-6). В коллекции представлены предметы, орнаментальная композиция которых включает одну из разновидностей «каршин гель», которая, по сведениям Т.А. Жданко, называлась «шуйыт нагыс», т.е. узор (рисунок) шуйыт – наименование одного из родов каракалпакского племени мангыт (1958: 390). Так, на центральном поле одного из каршинов, ступенчатые 16-угольные медальоны, вытянутые по горизонтали, с парами треугольников на концах длинной оси, располагаются двумя рядами. Медальоны имеют четырехчастное деление и диагональную расцветку. Ширина каршина 35 см, длина 100 см. (кол. 7128-10). Из других вариантов медальонов центрального поля этой группы предметов в собрании представлены: – «тай туяк» («ноги жеребенка»), термин зафиксирован собирателем И.В. Савицким (см: опись РЭМ, кол. 7128-2). Другой вариант наименования этого орнамента – «кызыл аяк» («красная лапа») отмечен А.Л. Мелковым (см.: опись РЭМ, кол. 5111-137). Это восьмиугольник, приближающийся к квадрату, с четырехчастным делением центрального поля и диагональной расцветкой. По вертикальным и горизонтальным осям расположены роговидные элементы, каждый из которых четко имеет свое место. – «он еки муйиз» («двенадцать рогов»: Алламуратов 1977: 32-34): крупный ромб с 12 роговидными завитками по внешнему периметру, в который вписан ромб меньшего размера с изображением пары «муйизов» (рогов) в середине (см., например, «есик кас»: кол. 5111-134). В группе предметов с сетчатой композицией центрального поля имеется два варианта орнаментов. Наименование одного из них известно, это «ит табан» («пятка», «след собаки»: Алламуратов 1977: 43) – восьмиугольный медальон с крестом в центре, в концы которого вписаны фигуры «дарак» («гребень»). Таким орнаментом декорирован каршин, приобретенный И.В. Савицким в Чимбайском р-не (кол. 7128-20). В этом же районе собирателем был приобретен «есик кас», центральное поле которого заполнено горизонтальными рядами небольших ромбов с четырьмя мелкими элементами внутри – маленькими квадратами или завитками (кол.7128-53). «Есик кас», декорированный аналогичным образом, хранится в ковровом собрании Государственного музея искусств народов Востока в Москве (Береснева 1994: С.23) Литература Алламуратов А. Каракалпакская народная вышивка. Нукус: Каракалпакстан, 1977. 78 С. Береснева Л.Г. Ковровые изделия каракалпаков. М.: Арабески, 1994. 55 С. Жданко Т.А. Народное орнаментальное искусство каракалпаков // Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции М.: Издательство АН СССР, 1958. Т.III. С.373-410.
Авторы
Кубель Елена Леонидовна, научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана
Дата публикации