Альбомы
Золотошвейное искусство России
Золотошвейное искусство России
Заголовок
Золотошвейное искусство России
Серия
Вышивка 
Народ
мокша; русские; татары казанские; украинцы; крымчаки; евреи европейские; татары крымские; татары; татары сибирские; кабардинцы; балкарцы; грузины; калмыки; якуты; казахи; узбеки; караимы
Аннотация
Альбом погружает зрителя в мир удивительно красивых вещей и знакомит с древним видом рукоделия, распространенным у народов, населявших в XVIII – ХХ веках Россию, а затем Советский Союз. Один из разделов посвящен материалам, технологическим приемам и техникам золотного шитья. Здесь представлены орудия производства, материалы, заготовки. Известно, что вышивку золотной нитью изначально использовали для украшения религиозных атрибутов; поэтому в альбоме представлены такие предметы, как: футляр для Корана, покровы – «воздухи» и детали облачения православного священника, сумочка для «талета» и чехол на свиток Торы. Широкое проникновение золотного шитья в народную культуру в конце XVIII – начале XX веков демонстрируют предметы одежды, головные уборы, обувь и аксессуары многонационального населения регионов России и сопредельных государств. Народы, в культуре которых коневодство и образ коня занимали важное место, украшали вышивкой чепраки, подпруги, седла и другие предметы конской упряжи. Выставка Российского этнографического музея «Златошвейное искусство России» экспонировалась в Ростове на Дону, Новочеркасске, Таганроге, станице Вешенской, Астрахани, Симферополе, Владимире и Белгороде, и является одним из самых успешных передвижных выставочных проектов музея. В альбом вошли наиболее яркие и выразительные экспонаты, дающие представление об основных направлениях использования техники золотного шитья и ареале распространения этого искусства. Особенности золотного шитья у разных народов Золотное шитье – древнейший вид рукоделия, имеющий многовековую традицию у разных народов России. На Русь золотное шитье пришло вместе с христианством из Византии. В этой технике украшались плащаницы, хоругви, воздухи и покровцы, облачения духовенства. К XV–XVI вв. – периоду расцвета церковного шитья – сформировалось несколько школ этого искусства, наиболее известными из них были новгородская, суздальско-владимирская и московская. С XVII по XIX в. золотошвейный промысел получил развитие во многих местах: на Русском Севере самобытными были изделия мастериц Сольвычегодска и деревень Олонецкой и Вологодской губерний; в центральных и южных землях – работы вышивальщиц Торжка, городов и селений Нижегородской, Костромской, Калужской, Тамбовской, Воронежской, Белгородской и других областей. В XIX в. вышивка золотными нитками стала широко использоваться для декорирования деталей праздничной одежды не только богатых городских жителей, но и зажиточных крестьян. Фоном для вышивки обычно служили дорогие однотонные ткани, а также сафьян и кожа. Техники шитья были разнообразны. В раннее время шили двусторонней гладью – «на проем». В XVIII–XIX вв. наиболее распространенными приемами были «вприкреп» по настилу и «шитье по карте» гладьевыми швами в лом, нередко с расколом карты, реже использовался тамбурный шов. Нечасто, но употребляли технику аксамитного шва, при которой для образования петель, подобных фактуре аксамитных тканей, шили золотной нитью поверх спицы, а когда ее выдергивали, получался рельефный узор. Крымчаки, караимы и крымские татары издавна украшали одежду и другие предметы вышивкой золотной и серебряной нитями. Крымским татарам в XVI–XIX вв. были известны различные техники шитья золотной нитью. В XVIII–XIX вв. кроме односторонней глади были широко распространены стяги и двухсторонняя гладь – в этих техниках украшали девичьи головные покрывала, ритуальные и интерьерные полотенца. К началу XXI в. наиболее популярной стала гладь по настилу, которой в настоящее время декорируют футляры для Корана, амулетницы, футляры для очков и мобильных телефонов, предметы убранства интерьера. Татарским мастерам в Поволжье традиция декорирования одежды, бытовых и культовых предметов вышивкой золотными и серебряными нитями известна с глубокой древности. Наибольшего расцвета золотошвейное дело достигло в XVIII–XIX вв. Изящной золотной вышивкой тамбурным швом чаще всего украшали предметы культа, женские и мужские головные уборы, мужские наголенники, а также свадебные полотенца и подзоры. Для многих народов кавказского региона характерно шитье золотными нитями. Золотная вышивка вприкреп в XVIII–XIX вв. была основным видом вышивального искусства на Кавказе и считалась исконно национальной. В наши дни вышивка золотной нитью продолжает использоваться в праздничной одежде народов Кавказа. У калмыков, населявших Астраханскую и Ставропольскую губернии, Терскую область и Область войска Донского, вышивка золотой и серебряной нитью была одним из основных способов декорирования мужской и женской одежды. Для них была характерна вышивка гладью по настилу, сочетавшаяся с золотыми и серебряными галунами и позументом. Особенно богато декорировали женские головные уборы. В Сибири золотное шитье существовало только у якутов. Золотой или серебряной нитью вышивали суконные навершия праздничных женских головных уборов из меха росомахи. Рельефной гладью украшали также женские сумочки и кисеты. В Средней Азии традиции золотого шитья насчитывают многие сотни лет. Основным центром производства золотошвейных изделий являлась Бухара – столица Бухарского эмирата. В мастерских резиденции эмира, работали только мужчины, и лучшие мастера изготовляли парадные вещи – халаты, головные уборы, конское убранство, предметы интерьера. Эти изделия предназначались для торжественных выездов эмира, для подношений сановникам, для дипломатических подарков правителям стран Европы и Азии. Основные типы шитья золотом – это «заминдузи» («земля-вышивка»), когда нить устилает всю поверхность изделия, и «гульдузи» («цветок-вышивка»), когда узор эффектно выделяется на ярком фоне бархата. В советское время вышивальщики были объединены в артели, где стали работать и женщины. Ассортимент артельной продукции составляли тюбетейки, жилеты, обувь, пояса, декоративные элементы и аксессуары, которые вошли в быт как предметы праздничного костюма. В настоящее время в Бухаре работает несколько золотошвейных мастерских. Древнейшей является традиция золотного шитья евреев-ашкеназов. Издавна вышивку золотными и серебряными нитями использовали для украшения ритуальных предметов и убранства синагог. Главными мотивами изображений были основные символы иудаизма – Скрижали с аббревиатурой десяти заповедей, корона (часто с двумя львами), шестиконечная звезда. С XIX в. золотное шитье применяли для оформления праздничной женской одежды, золотошвейной нередко была и свадебная утварь.
Авторы
Первак Виктория Эдуардовна, гл. специалист по обеспечению сохранности музейных предметов; Мадлевская Елена Львовна, ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа
Дата публикации