Альбомы
Культура народов Балтики. Рыболовство и мореходство
Культура народов Балтики. Рыболовство и мореходство
Заголовок
Культура народов Балтики. Рыболовство и мореходство
Серия
Культура народов Балтики 
Народ
ижоры; ижора; латыши; шведы островные; эстонцы
Аннотация
Древнейшим традиционным занятием и средством существования населения прибрежной территории и островов Балтийского моря является рыболовство. Здесь добывают салаку, кильку, корюшку, камбалу, угря, треску, сига, лосося. Со времени Средневековья балтийская рыба является не только пищевым ресурсом, но и важнейшим товаром внутреннего и внешнего рынков. Специализированный рыболовецкий промысел всегда имел очень тесную связь с городской экономикой. Порядок пользования «рыбными ловлями», фискальные обязательства и привилегии регламентировались законодательством. Сам тип морского рыболовецкого промысла предполагал строгую корпоративную структуру организации труда и повседневной жизни рыбаков. В ХIХ веке он осуществлялся артелями и семьями; в нем участвовали все жители поселений – дети, подростки, женщины. Лов рыбы был круглогодичным: весенняя путина длилась со второй половины апреля до середины июня, летняя – до августа, а осенняя – до появления ледяного покрова. Способы ловли носили активный и пассивный характер. Основными рыболовными орудиями являлись плавные и ставные невода, сети, мережи, сетное полотно для которых вязали из льняных нитей домашнего производства. В конце ХIХ века стали использовать хлопчатобумажные нити, а в середине ХХ века – капроновые. Сетный лов применяли в открытом море и подо льдом, а также с берега и на мелководье с использованием бредня. Во время зимнего подледного лова рыбаки уходили далеко от берега и жили в будках, которые привозили с собой на санях. Большая неводная «семья» состояла из 10–12 человек, в ее коллективном владении находились большие невода (длиной до километра и более), крылья которых изготовлялись хозяевами отдельных дворов, а улов делился согласно размеру внесенной части невода. Для собственных нужд население продолжало использовать архаичные крючковые снасти, блёсны, остроги. К концу XIX века многие способы лова, в том числе его орудия, носили общерегиональный характер. Рыболовство и необходимость торговых перевозок стимулировали корабельное дело. Основой флота Ганзейского союза в ХIII–ХIV вв. являлись одно- и двухмачтовые парусники – когги. Их появление оказало сильное влияние на дальнейшее развитие кораблестроения. Начиная с ХV века для морских экспедиций использовались каравеллы, которые хорошо лавировали против ветра. Периодом расцвета торговых парусных судов стал ХIХ век: воды Балтики бороздили барки, баркентины, бриги, бригантины, шхуны. Корабли различались оснасткой и количеством мачт. Неотъемлемой частью ландшафта Куршской косы являлись большие плоскодонные парусники – куренасы. Они использовались местным рыбаками для хождения по мелководному Куршскому заливу. На мачте каждого куренаса красовался деревянный флюгер, цвет и символика которого обозначали конкретный населенный пункт. Эти отличительные знаки были введены в 1844 году рыболовной инспекцией Восточной Пруссии для упрощения контроля над соблюдением правил рыболовства. Со временем «куршские вымпелы» превратились в настоящие произведения декоративно-прикладного искусства. Корабли строились на казенных и частных верфях. Существовало и народное судостроение. Так для установки сетей у берега изготовлялись беспарусные гребные лодки. Для постройки парусных судов народные мастера пользовались копиями чертежей, добытых на казенных верфях, или изготовляли схемы самостоятельно. Но гораздо чаще обходились вовсе без чертежей, руководствуясь опытом и чутьем. Жители побережья и островов Балтийского моря были искусными корабельными мастерами и мореходами. Паруса делали из плотной покупной материи, мешковины или домотканого холста. Местные шкиперы зачастую вообще не пользовались картами, так как знали все опасные места наизусть, что позволяло им порой промышлять контрабандными перевозками. В ХVIII–ХIХ веках появились специализированные морские учебные заведения. Знаменитые российские мореплаватели дворянского происхождения, такие как И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Ф.П. Врангель, были воспитанниками Морского кадетского корпуса, располагавшегося в разное время в Санкт-Петербурге и Кронштадте. В 1864 году в Хейнасте (Эстония) было создано первое морское училище Российской империи, в котором могли учиться дети бедняков.
Авторы
Калинина Ольга Владимировна, научный сотрудник отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики
Дата публикации