Альбомы
Женские кольца казахов
Женские кольца казахов
Заголовок
Женские кольца казахов
Серия
Украшения 
Народ
Аннотация
В системе традиционных женских казахских украшений кольца занимают особое место – они были обязательны для ношения. Кольца маркировали принадлежность женщины к определенному родоплеменному объединению, указывали на возраст владелицы и ее имущественное положение. Кольца считались сильными оберегами. Согласно мусульманским воззрениям, пища приготовленная женщиной, не имеющей на руках серебряных колец, являлась «нечистой». Коллекция казахских женских колец в собрании РЭМ насчитывает 45 предметов. Ее хронологический диапазон составляет более 150 лет – от середины XIX в. до начала XXI в. География коллекции характеризует все три варианта материальной культуры казахов – западный, северо-восточный и южный, совпадающих с территорией Младшего, Среднего и Старшего жузов (племенных объединений). Классификация предметов коллекции построена на морфологических признаках. Кольца делятся на два типа: 1) простые, состоящие только из шинки и 2) сложные, имеющие декоративный щиток. Тип 1 представлен всего двумя предметами (РЭМ 1062 – 54,55). Оба кольца девичьи и, по всей видимости, составляли комплект – собиратель П.Н. Бекетов указывает, что первое носилось на среднем пальце, а второе – на безымянном. Вероятно, кольцо-ободок маркировало состояние девичества. К типу 2 принадлежат остальные кольца коллекции – 43 предмета. Их размеры, конструкция, пропорции, декоративные элементы разнообразны. На основе конструктивных особенностей колец можно выделить два их класса: • 1 – кольца, состоящие только из шинки, но имеющей расширение-щиток, которое может иметь дополнительную накладку с орнаментом; • 2 – кольца, имеющие ярко выраженный щиток, изготовленный отдельно и припаянный к шинке. Колец класса 1 – одиннадцать. Среди них выделяется группа из двух колец (РЭМ 11290-70, 71) с широкой шинкой, целиком покрывающей нижнюю фалангу пальца. Напаянная накладка выполнялась в технике штамповки. Такие кольца бытовали только в Западном Казахстане и являлись подражанием западноказахстанским же изделиям «геометрического» стиля (см. ниже): они имеют довольно крупный размер, штамповка имитирует зернь и скань. Группа из 8 колец имеет следующие общие признаки: шинка неширокая, ее расширение небольшое, орнамент на щитке лаконичный, выполненный в технике чеканки. Такие кольца характерны для культуры казахов Среднего жуза. Возможно, что форма щитка маркировала принадлежность женщины к той или иной племенной группе. В коллекции имеются кольца со щитком квадратной (РЭМ 7161 – 10; 7430-10, 11), тюльпановидной (РЭМ 1471 – 9, 7161 – 13, 7430-12, 8762 – 23611), миндалевидной формы (РЭМ 7161 – 11). Колец класса 2 – тридцать три, что отражает степень распространения украшений данной конструкции. Среди них выделяется группа колец со вставками – из стекла или сердолика. Особо выразительны кольца так называемого «геометрического стиля» (РЭМ 5525-17, 18; РЭМ 8763-678, 679; РЭМ 11290-69). Их отличает крупный коробчатый щиток правильной круглой или овальной формы, верхняя пластина имеет 1-3 стеклянные вставки на подложке темно-красного цвета; на поверхности вставок расположены накладки из треугольников зерни (настоящей или ложной). Такие кольца бытовали, прежде всего, на территории полуострова Мангышлак, у казахов рода адай. В художественном отношении эти вещи являются шедеврами казахского ювелирного искусства – тончайшая зернь и скань как способы декора не имеют аналогов в соседних регионах. Закономерно, что в современном Казахстане западно-казахские украшения вошли в число национальных символов. Еще одну подгруппу составляют 4 кольца (РЭМ 1062-53, 1471-7, 8762-23610, РЭМ 11289-3), признаком которых является вставка из сердолика, закрепленная зубчатым краем-держателем. Такие кольца были распространены на всей территории расселения казахов, что указывает на то, что это был покупной товар. Кольца с сердоликом массово изготавливались татарскими ювелирами, которые ориентировались, в том числе, и на казахский рынок. Наиболее крупную группу колец (22 предмета) составляют украшения с небольшим щитком. Среди них следует выделить 6 колец ( РЭМ 1471-6, 11155-26,27, 12359-12, 12473-5,7) с миндалевидным щитком «кус мурун» (букв. – «птичий клюв»). Как показывают материалы коллекции, щиток «птичий клюв» изготавливали в разных техниках – штампованные, литые, с вставкой в касте, филигранные. Это говорит о приверженности излюбленной и, вероятно, древней форме колец. Другие формы щитка, предположительно обусловленные локальной или племенной традицией, разнообразны: в форме тюльпана (РЭМ 1471-10), квадрата (РЭМ 12473 – 4), ромба с четырьмя концентрическими кружками в центре (РЭМ 12359-13), шестиугольника (РЭМ 1471 – 8), круга (РЭМ 33 – 48, РЭМ 11155-28). Особую группу колец составляет продукция 1970-х гг. алма-атинского завода «Сувенир» (РЭМ 8614 – 30, 31, 32, 33), отражающая процессы конструирования «этнического» как особой образной формы национальной культуры. Прототипы этих украшений очевидны – это западно-казахские перстни «геометрического стиля», кольца со щитком «птичий клюв», кольца с деталями из крупной зерни. То же можно сказать о браслетах с кольцами, прикрепленными на длинных цепочках (РЭМ 8614 – 24, 25, 26; РЭМ 10437-1). К этой группе примыкают изделия начала XXI в., выполненные ювелирами г. Алматы (РЭМ № 12359-11, РЭМ № 12473-7). Эти предметы продолжают линию образной трактовки традиционных украшений, направленную на развитие «этнического» стиля в модных тенденциях современного Казахстана. На волне подъема национального самосознания в 1990-х гг. «этника» была востребована в качестве свадебных подарков, подношений почетным гостям, зачастую дополняла костюм невесты.
Авторы
Попова Лариса Федоровна, зав. отделом этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана
Дата публикации