Альбомы
Мир чувашской культуры XIX – начала XX века
Мир чувашской культуры XIX – начала XX века
Заголовок
Мир чувашской культуры XIX – начала XX века
Аннотация
Чуваши (самоназвание чăваш) – тюркский народ, проживающий в Среднем Поволжье и Приуралье. Этноним чуваши впервые упоминается в начале XVI века и, по одной из версий, происходит от названия племени «сувары» (сувазы). Формирование чувашей происходило в XIII – XVI веках на севере современной Чувашской Республики, между притоками Волги Сурой и Свиягой. В этногенезе чувашей принимали участие булгарские и суварские племена, переселившиеся на эти земли после разорения Волжской Булгарии татаро-монголами, а также местные финно-угорские племена, предки современных марийцев. Около половины чувашей проживают на территории Чувашской Республики. Кроме того, представители этноса компактно расселены в Республиках Татарстан и Башкортостан, в Ульяновской, Саратовской и Самарской областях. По диалекту и особенностям культуры чуваши делятся на три этнографические группы (верховые, средненизовые и низовые), а также шесть этнотерриториалных групп, сформировавшихся в XVII – XIX веках в результате миграций с основной территории расселения (приволжская, закамская, заволжская, бузулукская, приикская и прибельская). Различия между группами чувашей ярко проявляются в традиционном костюме, в котором воплотились лучшие достижения орнаментального искусства, вышивки, ткачества и шитья бисером. В конце XIX – начале XX века наиболее древние и самобытные черты сохранялись в одежде чувашей средненизовой группы. В первую очередь, это белый цвет, нашивки красной тесьмы, а также нагрудный декор в виде парных вышитых розеток кӗскӗ, отличавший рубахи замужних женщин. В костюме низовых чувашей под влиянием татар распространились пестрядь и узорное ткачество. Одежда верховых чувашей была очень близка, а в пограничных районах идентична костюму горных марийцев. В основе костюмного комплекса были штаны и рубаха туникообразного покроя, которую обязательно подпоясывали. Женский костюм выделялся большим количеством разнообразных поясных подвесок. К поясу также прикрепляли небольшие кожаные кошельки для монет и различных мелочей. Головным убором замужних женщин служило головное полотенце «сурпан», которое носили в комплексе с повязкой «масмак», полотенцем меньшего размера «сурпан тутри» / «пуҫ тутри» или шапочкой «хушпу» с открытым верхом и наспинной лопастью. Девушки могли ходить с непокрытой головой, а по праздникам надевали нарядные шапочки «тухья», расшитые бисером. Мужчины носили разнообразные шапки. Верхней одеждой чувашей были холщовые и суконные кафтаны, шубы из овчины, обувью – лыковые лапти, которые надевали с портянками, онучами или чулками. До начала ХХ века основным материалом для изготовления одежды служил отбеленный конопляный холст, который украшали вышивкой, выполненной в счётных техниках шёлковыми и шерстяными нитями. Преобладающим цветом был красный, который оживлялся небольшими вкраплениями синего, зелёного и жёлтого цветов. Контуры выполняли чёрными нитями. Орнаменты вышивки были преимущественно геометрическими и геометризованными растительными, реже встречались зооморфные. Вышивку дополняли нашивки красной тесьмы и бахрома из нитей или бисера. Со второй половины XIX века всё большее значение приобретало узорное ткачество, применявшееся в декоре головных полотенец и передников. В этот же период в костюм чувашей низовой и некоторых этнотерриториальных групп начала проникать пестрядь, к началу ХХ века вытеснившая белый холст. Праздничный женский костюм дополняли украшения из серебряных монет и их имитаций, бус, бисера, стекляруса, латунных трубочек и раковин каури. Одной из особенностей чувашских украшений были наспинные подвески в виде кистей, низок бус, бисерной бахромы. Женские украшения входили также в состав костюмов жениха и дружек. В основе хозяйства чувашей было земледелие, животноводство имело подсобный характер. Кустарные промыслы, связанные, в основном, с деревообработкой, были наиболее развиты в селениях, расположенных вдоль рек Волги и Суры. Чувашские мастера славились резьбой по дереву, которой украшали дома, столбы ворот, различные инструменты и утварь. Разнообразием формы и богатством декора отличались ковши для пива. Рукоятки ковшей украшали изображениями коней, птиц, солярными символами. В настоящее время основная масса чувашей – православные. Небольшие группы сохраняют традиционную языческую веру, включающую элементы зороастризма древнеиранских племен, иудаизма хазар, ислама булгарско-золотоордынского времени. Собрание музея по этнографии чувашей начало формироваться в 1902 году и к настоящему времени насчитывает около 6,5 тысяч предметов конца XVIII – начала ХХI века, в большей или меньшей степени отражающих культуру всех этнографических и этнотерриторильных групп чувашей. Наиболее полно в коллекциях музея представлены женский костюм, вышивка, резные ковши и предметы культа.
Авторы
Кашпар Наталья Юрьевна, научный сотрудник отдела этнографии Поволжья и Приуралья
Дата публикации