Альбомы
Русские набивные ткани
Русские набивные ткани
Заголовок
Русские набивные ткани
Серия
Ткани 
Народ
Аннотация
Набивными тканями (набойкой) обычно называют ткани с рисунком, нанесенным при помощи специальных форм с рельефным узором – манер/ набойных досок. Изготовление набойки ̶ один из старинных видов русского декоративно-прикладного искусства. При археологических раскопках древнерусских городов изредка встречаются фрагменты набивных тканей, датируемых еще XII в. Однако широкое распространение они получили, как предполагают ученые, в XVI и XVII вв. В это время набойка применялась для шитья мужской и женской одежды, занавесей, матрасов, полавочников, для обклеивания сундуков и переплетов книг, из нее делали походные шатры и знамена. Особенно широко набивные ткани использовалась для изготовления облачений священников, таких как ризы, стихари епитрахили, поручи, и предметов церковного обихода: воздухов для покрывания чаши на алтаре, навесов к царским вратам, пелен и покровов. Набивные ткани XVII в. поступили в Российский этнографический музей от коллекционеров, формировавших свои собрания еще в XIX – начале XX в. В основном это фрагменты тканей без аннотаций по месту и времени изготовления. Атрибуция тканей, представленных в альбоме, была проведена на основе стилистического анализа узоров ткани и технологии производства набойки в этот период времени. В XVII в. для набивания узора использовали, как правило, толстую льняную неокрашенную ткань – веретье, напоминавшую мешковину, или окрашенный холст – киндяк, крашенину. Для набивки узора применяли масляную краску, приготовленную из естественных красителей, вареных с олифой. Узор на ткань набивали с помощью крупных массивных досок размером в среднем 30х40 см, резанных целиком из дерева. Узор вырезался на них с двух сторон в технике плоско-рельефной резьбы. В начале работы краску наносили на доску, затем на нее укладывали смоченную водой ткань и прокатывали деревянным вальком, чтобы узор хорошо пропечатывался. После это ткань высушивали. Большинство набоек исполнялось по неокрашенному холсту в два цвета: черный и красно-оранжевый. Черная краска изготавливалась из древесной сажи, красная из морены и червеца, оранжевая из охры, сурика и киновари; синяя, использовавшаяся не так часто, получалась из дубовой коры и вайды. Основной узор обычно делали черным и иногда расцвечивали от руки оранжевым или голубым цветом. На ткани наносился как геометрический, так и растительный орнамент. Геометрический составлялся из ромбов, квадратов, мелких розеток и горошков и не отличался большой сложностью композиционного решения. Растительный орнамент обычно был пышным с крупными цветами и листьями с плавными линиями стеблей и розеток. Его элементами были фантастические цветы, тюльпаны, гвоздики, виноградная лоза, ягоды, плоды граната. В конце XVII в. среди стеблей и цветов стали изображаться птицы, а на больших занавесях появилась птицы-сирины, всадники на конях.
Авторы
Шангина Изабелла Иосифовна, научный сотрудник главной категории отдела этнографии русского народа, доктор исторических наук, профессор
Дата публикации