Альбомы
Кавказский бестиарий XIX–XX века
Кавказский бестиарий XIX–XX века
Заголовок
Кавказский бестиарий XIX–XX века
Аннотация
Зооморфная и орнитоморфная иконография является одной из наиболее распространенных в традиционной культуре народов Черноморско-Каспийского региона. Корпус экспонатов, представленных в собрании Российского этнографического музея (РЭМ), демонстрирует разнообразие не только материалов, из которых сделаны предметы, но и технологий их изготовления, сюжетов, отражающих образы зверей и птиц, а также раскрывает утилитарное значение изделий с подобной иконографией. На протяжении более ста лет фонды пополнялись вещами с зооморфными изображениями, созданными в иранской, грузинской, дагестанской (кубачинцы, лакцы и др.) и осетинской культурах. Предметный ряд включает исключительное многообразие материалов, в частности, это дерево, рог, волокнистые материалы (бумага), декорированные лаковым покрытием. Однако наиболее широкое распространение получили изделия из металла и керамики, изображающие зверей и птиц. Так, в собрании представлены медные блюда, декорированные в технике всечки, кувшины-водоносы с припаянным рельефным орнаментом из проволоки, литые железные подставки под шампуры и светец. Обращают на себя внимание созданные из меди и железа фигурки птиц и животных, в том числе предназначенные для украшения интерьера: павлин с раскрывшимся хвостом, сидящие кошка и собака, а также слон и верблюд. Все они декорированы в технике насечки или гравировки. Особое место занимают дервишские жезлы, изготовленные из металла, один из которых увенчан головой быка, а другой – рогатого мифологического существа. Посохи имеют большое значение для демонстрации высокого духовного статуса их владельцев. В плоскостных изображениях на медных блюдах представлены сцены терзаний – сюжет, широко представленный в иранской и в целом в ближневосточной культуре. Преобладающим в регионе является изображение фигуры быка – аллегорического образа, аккумулирующего силу и мощь. Объемные зооморфные и орнитоморфные изображения также часто встречаются на керамических сосудах, особенно кувшинах для вина, характерных для грузинской традиционной культуры. В собрании представлены «сура» – кувшины для подачи напитка в виде фигур оленей и петухов, «марани» – ритуальные, сообщающиеся между собой небольшие индивидуальные сосуды для пития вина с изображением головы круторогого барана в центре, а также сосуды «чинчила», издающие мелодичные звуки при переливании жидкости. Популярный в кавказской культуре винопития рог для вина также мог быть декорирован, в частности, в виде головки утки со вставными глазами из светлой кости. Мастер обыгрывает нижнюю часть рога для создания длинношеей птицы. Керамические объемные фигуры также были распространены в культуре народов Дагестана, где предпочтение отдавалось образам коней, верблюдов, собак и фантастических животных, которые выполнялись в полихромных техниках. Плоскостное изображение сюжетов с животными и птицами в большей степени встречается на иранских по происхождению блюдах, которые пользовались популярностью во всем регионе и приобретались не только для утилитарных целей, но и в качестве предметов экспозиций домашних музеев, особенно распространенных в Дагестане. Деревянная ложка для шербета, изготовленная в Иране в XIX веке, богато декорирована в технике резьбы, при этом основной ее сюжет – четыре пары птиц, сидящих на черенке, которые расположены друг над другом, причем головки птиц изображены поочередно, то смотрящими друг на друга, то повернутыми в разные стороны. В целом рукоятка ложки имеет вид древа, у основания которого расположена фигура свернувшейся лани. Предметы с зооморфными и орнитоморфными изображениями из кавказского фонда РЭМ изобилуют разнообразными сюжетами, причем это характерно не только для богатой дворцовой утвари и украшений интерьера, но и для бытовавших в народной среде керамических сосудов и фигурок.
Авторы
Зельницкая Рица Шотовна, научный сотрудник первой категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат исторических наук; Гущян Лусинэ Степановна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат культурологии
Дата публикации