Альбомы
Войлочные изделия туркмен
Войлочные изделия туркмен
Заголовок
Войлочные изделия туркмен
Аннотация
Медведь наступит − не согнётся, Вода заберётся − не вытянется В пелёнку завёрнутую Ударишь о камень − не сломается (Туркменская загадка) Прочность, водонепроницаемость, износоустойчивость − лишь немногие ценные качества войлока, упоминаемые в народной загадке. Изготовление войлока кече составляло неотъемлемую часть повседневного быта некоторых групп туркмен, занимавшихся овцеводством. Из войлока делали покрышки для остова юрты, устилали им земляной пол, использовали его для совершения молитвы, изготавливали из него колыбели, а также парадные подседельники и войлочные попоны для верхового коня, которые служили необходимыми атрибутами его снаряжения. Среднеазиатская коллекция РЭМ насчитывает чуть больше двадцати изделий из войлока − молитвенные и постилочные ковры, подседельники и попона, покрышки для модели юрты, детали детской игрушки, прихватки. Часть из них относится к концу XIX − началу XX века, другая − к 1960-1980-м гг. XX века. Пара подседельников была приобретена С.М. Дудиным в 1901 г. для Этнографического отдела Русского музея в Мервском оазисе Закаспийской области. Один из подседельников ичирги изготовлен в технике вкатанного узора с геометрическим орнаментом туркменами-теке. На центральном поле − сетка из чередующихся ромбов красного и синего цвета, на кайме располагается ряд треугольников вершинами к центру. Другой беджерелги ичирги украшен вышивкой растительного характера, персидской работы. В то время на рынке города Мерва можно было увидеть много разнообразных изделий из войлока. Особенно ценились качества войлоков сарыкских и йомудских мастериц. Сарыкские мастерицы скупали шерсть в соседних аулах и производили до 25000 войлочных изделий в год в том числе и на продажу. Ещё одна пара подседельников была приобретена у йомудов и сарыков В.Р. Янборисовым во время командировки в Ташаузскую и Марыйскую области Туркменской ССР в 1987 г. По словам информантов, вкатанный узор на подседельниках свидетельствует об их употреблении в торжественных случаях. В коллекции также представлены купольные, боковые покрышки из светлого войлока для модели юрты, приобретённые на Всероссийской кустарной выставке в 1902 г. В основном, покрышки изготавливали из войлока тёмного цвета, отсюда и название туркменского жилища гара ой − чёрная юрта. Войлоком светлых оттенков покрывали свадебные юрты. К середине XX века юрта из постоянного жилища превращается в сезонное, поэтому шерсть, необходимую для изготовления покрышек, начинают использовать для производства постилочных ковров в том числе и в земледельческих районах. Наряду с этим, широкое распространение приобретает узорное войлоковаляние, популярное в прошлом только в южных районах Туркмении. Образцами узорного войлоковаляния являются постилочные ковры кече, дурли кече, изготовленные йомудами северных и западных районов, которые были переданы Всесоюзным производственно-художественным комбинатом г. Москва в 1971 г. Также обращают на себя внимание изделия нохурских и гокленских мастериц, собранные С.М. Лейкиной и М. Д. Перлиной во время командировки в Туркменскую ССР в 1978 г. Пара постилочных ковров поступила в музей их Художественного фонда Туркменской ССР в 1976 г. На обратной стороне одного из них изображена эмблема олимпиады 1980 г. Постилочные ковры делали прямоугольной формы со скруглёнными углами, в технике вкатанного узора, в основном односторонними. Композиция орнамента представляет собой центральное поле и кайму. Особенность туркменских кече − обрамление узора, промежуточного рисунка и каймы контрастным цветом. Кайма обычно отделена от центральной части пёстрой узкой полосой аладжа, имеющей значение оберега. Помимо белого и чёрного цветов в узорах чаще всего использовали оттенки красного, зелёного, жёлтого и синего с преобладанием красного и белого. Хотя искусственные красители ввиду дешевизны стали использовать ещё во второй половине XIX века, предпочтение ещё долгое время отдавали натуральным, покупаемым в Хиве и Иране или вырабатываемым на основе местных растений. Изготовление войлоков было женским домашним занятием. Процесс был трудоёмким и требовал участия нескольких женщин. По завершении, приглашённых щедро угощали и одаривали, выражая благодарность за добрососедскую помощь. Для верхнего слоя ковра использовали овечью шерсть весенней стрижки, более мягкую, в качестве основы для среднего и нижнего слоя − осенней. В самом начале шерсть очищали, подготавливали из шерсти жгуты для выкладывания узора пешге, окунали их в кипяток с красителем, в качестве закрепителя использовали соль. Далее опытная мастерица по памяти раскладывала на циновке узор будущего войлока, а также кайму. Поверх укладывали шерсть, подготовленную для среднего и нижнего слоя. После шерсть сбрызгивали горячей водой, закатывали в рулон вместе с циновкой. Дальше с обоих концов и посередине перевязывали верёвкой, для того чтобы шерсть не сдвинулась с места. Двое мужчин, реже женщины взявшись за концы верёвки начинали рулон катать, обильно поливая его кипятком. Каждые полчаса разворачивали, поправляя дефекты. Затем рулон сворачивали на изнаночную сторону и повторяли то же. Дальше освободив его от циновки, женщины начинали катать ковёр локтями и кистями рук на протяжении двух-трёх часов. От продолжительности зависело качество и плотность. В конце 1970-х гг. XX века, широкое распространение получают постилочные коврики для детей, чаще двухсторонние, обратную сторону которых декорировали цветочным узором или яркими цветными пятнами с надписью (имя ребёнка, год изготовления). Примечательно, что в фондах музея хранится постилочный коврик для кукольной свадебной юрты, с которой играли девочки. Игрушка была подарена музею Д. Йомудской в 1929 г. Войлок был одним из распространённых материалов для изготовления молитвенных ковров намазлык. В 1970-е-1980-е гг. в музей поступили молитвенные ковры, изготовленные туркменами-нохурли и сарыками. Эти изделия из войлока белого цвета, прямоугольной формы со скруглёнными углами и дугой-михрабом в верхней части, выполненные в технике вкатанного узора. Белый цвет войлока символизировал чистоту действий, для которых ковёр использовался. В отличие от постилочных ковров, узор на намазлыках занимал значительно меньше места. Из войлока изготавливали и небольшие предметы быта такие как прихватки для переноски котла − изделия треугольной формы, соединяемые между собой шнуром. Они были подарены музею в 1929 г. Д. Йомудской. Войлочные изделия туркмен, хранящиеся в музее, дают представление о значимости этого материала в традиционной культуре туркмен, помогают проследить изменения орнаментальных предпочтений, развитие традиций войлоковаляния, интерес к которому не угасает и по сей день. 1. Бродовский, М. И. Технические производства в Туркестанском крае / М. И. Бродовский. – Санкт-Петербург: Тип. В. Демакова, 1875. – 104 с. 2. Отчёт С.М. Дудина о поездках в Среднюю Азию в 1900-1902 гг. С фотографиями С.М. Дудина. — Подготовка текста, вступительная статья, прим.: Т.Г. Емельяненко. — М.: Фонд Марджани, 2021. 3. Туркмены / Отв. ред. Н.А. Дубова. - М.: Наука, 2016. - 635 с., илл. - (Серия: Народы и культур). 4. Васильева Г.П. Изделия женского народного декоративно-прикладного искусства туркмен (их роль в установлении этнических связей) // Этнографическое обозрение. Этнос и культура. №2, 1997. 5. Васильева Г.П. Туркмены-нохурли // Среднеазиатский этнографический сборник. Вып. I. М., 1954 6. Пиркулиева А.Н. Войлочные изделия туркмен Средней Амударьи во второй половине XIX-начале XX века. // Известия АН Турк.ССР. Серия общественных наук. №2. Ашгабат, 1964. С.25-33
Авторы
Ананьева Ольга Андреевна, научный сотрудник второй категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана.
Дата публикации