Альбомы
Буддийские коллекции российских путешественников и коллекционеров
Буддийские коллекции российских путешественников и коллекционеров
Заголовок
Буддийские коллекции российских путешественников и коллекционеров
Народ
монголы; китайцы; калмыки; тибетцы; буряты; алтайцы; тувинцы
Аннотация
Российский этнографический музей (РЭМ) обладает уникальным собранием вещевых и фотоиллюстративных памятников по буддизму народов России и Центральной Азии (бурят, калмыков, тувинцев, тибетцев, монголов). Оно отражает не только канонические стороны буддизма, но и его региональные особенности, в частности – синкретические формы, основанные на сочетании черт, характерных для буддизма и добуддийских верований. Наибольшую историческую и художественную ценность представляют памятники, поднесенные в дар членам императорской семьи высокими иерархами бурятской и калмыцкой буддийской церкви: XI Пандито Хамбо-ламой Ч.-Д. Иролтуевым, XII Пандито Хамбо-ламой Д.-Д. Итигэловым, М. Борманжиновым и Ч. Балдановым. Особую значимость представляют дары XIII Далай-ламы Тхуптэн Гьяцо, поднесенные императорской семье Агваном Дорджиевым – выдающимся религиозным и политическим деятелем, исполнявшим дипломатическую миссию посредника между Россией и Тибетом, направленную на сближение этих стран. Значительную часть буддийских коллекций РЭМ составляют собрания знаменитых коллекционеров и путешественников, выкупленные и переданные в дар Этнографическому отделу Русского музея (ЭО РМ) Николаем II. Заложила основу собрания музея по северному буддизму уникальная коллекция князя Э.Э. Ухтомского (2047 предметов), поступившая от императора в 1902 г. В 1906 г. Николай II подарил ЭО РМ частную коллекцию предметов буддийского культа генерал-майора А.В. Верещагина, собранную в 1900–1901 гг. во время службы на Дальнем Востоке, а в 1911 г. – коллекцию знаменитого географа и путешественника П.К. Козлова, привезенную из Монголо-Сычуаньской экспедиции (1907–1909). В течение 1902–1923 гг. музейное собрание буддийских предметов пополнялось также благодаря экспедиционной деятельности сотрудников ЭО, являвшейся одним из приоритетных направлений в работе музея. Большой вклад в формирование буддийских коллекций во время своей экспедиционной работы внесли первый заведующий ЭО Д.А. Клеменц, зачатую являвшийся инициатором и организатором многих приобретений; известный собиратель корреспондент музея на территории Тувы Ф.Я. Кон; востоковед, путешественник Д.Э. Ухтомский; выдающийся археолог, этнограф, музеевед, заведующий ЭО, а затем директор Русского музея (1918–1923) А.А. Миллер, видный востоковед-индолог А.П. Баранников; крупнейший этнограф и археолог С.И. Руденко – заведующий ЭО с 1921 по 1927 г. Это костюмы буддийских священнослужителей, атрибуты культа, предметы, связанные с жизнью и деятельностью буддийских монастырей, экспонаты, характеризующие шаманско-буддийский синкретизм. Значение многочисленных буддийских коллекций для музея было настолько велико, что в 1918 г. с целью их изучения, систематизации и описания в ЭО была создана специализированная буддийская секция.В 1930-е гг. буддизм и российская буддология пережили трагический период своей истории. Множество монастырей Бурятии, Калмыкии и Тувы были разрушены, буддийское образование полностью уничтожено, многие служители культа, верующие буддисты-миряне и ученые-буддологи репрессированы. В эти же годы буддийское собрание было признано непрофильным для музея, буддийская секция была ликвидирована, большая часть коллекций передана в другие учреждения. К систематической научной и выставочной работе с буддийскими коллекциями, которые на данный момент насчитывают более 2000 предметов, сотрудники смогли вернуться только в постсоветское время. Истории формирования буддийского собрания музея была посвящена выставка «Взгляд на Восток», которая проводилась в 2015 г. в рамках юбилейных торжеств, посвященных 100-летию Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй», переставшего функционировать в период репрессий и возродившегося в своем первоначальном качестве в 1990 году. На открытии выставки присутствовал настоятель храма – Дид Хамбо-лама Буда Бальжиевич Бадмаев и другие представители буддийской конфессии. Выставка имела источниковедческий характер и стала данью памяти, уважения и признательности тем людям, которые создали в Российском этнографическом музее и сохранили богатейшее и уникальное собрание памятников буддийской культуры. Время и место экспонирования выставки: Санкт-Петербург, Российский этнографический музей. 2015 г.
Авторы
Авторы онлайн-альбома: С.В. Романова, М.В. Федорова – научные сотрудники отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока. Научные консультанты: И.Ю. Елихина (ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа), О.С. Хижняк, О.В. Горовая (научные сотрудники ГМИР), Е.И. Нератова (заведующая отделом Специализированного хранения РЭМ), Б.Б. Бадмаев (настоятель Санкт-Петербургского буддийского храма «дацан Гунзечойнэй»), Лубсан (лама Санкт-Петербургского буддийского храма «дацан Гунзечойнэй») Фотографы: Н.М. Соловьева, О.В. Волкова
Дата публикации