Альбомы
Традиционная культура хакасов в этнографических зарисовках Е.Р. Шнейдера
Традиционная культура хакасов в этнографических зарисовках Е.Р. Шнейдера
Заголовок
Традиционная культура хакасов в этнографических зарисовках Е.Р. Шнейдера
Аннотация
Евгений Робертович Шнейдер (1897–1938) – исследователь широкого круга дисциплин. Сфера его научных интересов: археология, палеоэтнология и этнография тюркоязычных народов Южной Сибири и Казахстана, тунгусо-маньчжурских народов Дальнего Востока; лингвистика. Интерес к изучению культур коренных народов Сибири у Е.Р. Шнейдера возник еще в студенческие годы, когда он после знакомства в 1920 г. с М.П. Грязновым и С.А. Теплоуховым перешел с юридического на историко-филологический факультет Томского государственного университета. В 1921–1922 гг. он был участником экспедиций этого университета в Минусинский край, осуществлявшихся под руководством С.А. Теплоухова. Вслед за своими старшими товарищами Е.Р. Шнейдер переехал в Петроград. В 1922–1924 гг. он обучался на археологическом отделении Петроградского университета; в 1923 г. по рекомендации С.А. Теплоухова был принят на должность научного сотрудника в Этнографический отдел Русского музея (ЭО), участвовал в подготовке отчетной выставки. До 1932 г. работал в должности научного сотрудника, помощника хранителя отдела Сибири ЭО, а также ассистента антропологического отделения ЛГУ. В период работы в ЭО Е.Р. Шнейдер был участником ряда экспедиций в Южную Сибирь, Казахстан и на Дальний Восток. Благодаря его деятельности в музей поступило более 30 коллекций, насчитывающих более 2000 единиц хранения, по археологии, палеоэтнографии, этнографии различных этнотерриториальных групп хакасов, негидальцев, нанайцев, удэгейцев, а также богатейшие фотоколлекции и этнографические зарисовки. Наряду со множеством других способностей Е.Р. Шнейдер обладал талантом рисовальщика. Из этнографических тем его интересовало прежде всего традиционное искусство, орнаментика, культовые практики. В то время, когда цветная фотография еще не была доступна, этнографический рисунок был распространенным методом фиксации полевого материала в этнографических экспедициях. Он позволял сохранять для науки цветовые предпочтения этноса, фиксировать мельчайшие детали: элементы декора, орнаментацию, ювелирные техники. В 1924 г. во время работы в палеоэтнологической экспедиции от ЭО под руководством С.А. Теплоухова Е.Р. Шнейдер совместно с М.П. Грязновым исследовал каменные изваяния минусинских степей. В 1925 г. состоялся его новый выезд в Минусинский край с целью изучения палеоэтнологии региона, после чего он выполнил ряд самостоятельных работ по изучению хакасской этнографии и собрал четыре коллекции по традиционной культуре отдельных этнотерриториальных групп этого этноса (качинцев, сагайцев, койбалов, кызыльцев). В ходе этой поездки он сделал ряд этнографических зарисовок, зачастую сопровождавшихся рукописными комментариями, в которых он фиксировал местные этнические названия, географическую привязку (улус), материалы, из которых изготовлен изображаемый предмет. В 1920-х гг. Евгений Робертович подготовил в ЭО экспозицию «Искусство народов Сибири», в которой были представлены коллекции, связанные с художественной обработкой рыбьей кожи, бересты, меха, металла. Во второй половине 1920-х – 1930-е гг. его исследовательский интерес переключился прежде всего на изучение традиционной культуры коренных народов Дальнего Востока. В 1932 г. в связи с необходимостью создания удэгейской письменности Е.Р. Шнейдер был переведен в Научно-исследовательскую ассоциацию Института народов Севера на должность старшего научного сотрудника лингвистической секции. Перед ученым стояла многоплановая задача создания алфавита, системы письменности, написания букваря и первых книг на удэгейском языке. В течение пяти лет Шнейдер создал первую удэгейскую письменность, опубликовал три учебника удэгейского языка и шесть пособий для учителей, работающих с удэгейцами. Также он подготовил к изданию сборник удэгейских сказок и словарь удэгейского языка с приложением грамматического очерка. Научная деятельность исследователя последних лет еще при жизни была высоко оценена ведущими учеными-лингвистами. С носителями культуры Е.Р. Шнейдера связывали исключительно теплые отношения. Удэ почтительно называли его «мафа» – «старик», хотя ему в то время было немногим более 30 лет. Жизнь этого удивительно талантливого, многогранного человека оборвалась в 40 лет. В ноябре 1937 г. Е.Р. Шнейдер был арестован как участник военно-офицерской организации «Российский общевоинский союз» и шпион в пользу Германии; 4 января 1938 г. приговорен к высшей мере наказания. 28 октября 1957 г. Е.Р. Шнейдер по постановлению военного трибунала Ленинградского военного округа был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». Экспонаты, пополнившие фонды Российского этнографического музея, благодаря деятельности Евгения Робертовича, активно используются в научной, издательской и экспозиционно-выставочной работе. Коллекция рисунков Шнейдера серьёзно пострадала в годы Великой Отечественной войны: почти половина памятников была утрачена, а уцелевшие получили значительные повреждения. Коллекция многие годы сохранялась в состоянии фазовой консервации, что помогло предотвратить дальнейшее разрушение бумаги. В 2021 г. художником-реставратором Е.Г. Белозерской были выполнены работы по реставрации рисунков. Задача состояла в соблюдении сложного баланса между надёжной стабилизацией бумажного носителя, возвращением экспозиционной привлекательности и сохранением аутентичного внешнего вида памятника, сложившегося в результате его почти столетнего существования. Благодаря кропотливой и сложной работе реставратора, сохранности коллекции больше ничего не угрожает, и она впервые предстает перед широкой аудиторией.
Авторы
Автор вводного текста: научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока С.В. Романова. Авторы аннотаций: научный сотрудник первой категории, хранитель иллюстративного фонда О.П. Игнатьева; С.В. Романова Подбор экспонатов: О.П. Игнатьева Реставрация: Е.Г. Белозерская
Дата публикации