Альбомы
Мир детства в традиционной культуре финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья
Мир детства в традиционной культуре финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья
Заголовок
Мир детства в традиционной культуре финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья
Аннотация
Детство – особый мир в культуре каждого народа. Сохранение традиций и передача опыта новым поколениям является залогом стабильности любого общества. Народная педагогика формировалась на основе хозяйственной деятельности, особенностях мировоззрения этноса и заключала в себе многовековой этнокультурный опыт предыдущих поколений. Однако многие аспекты воспитания у разных народов были универсальны. Период младенчества, связанный с появлением в социуме нового представителя, был наполнен заботами старших о его физическом и психическом здоровье. Колыбель, средства гигиены, приспособления для кормления, первая одежда малыша были удобны и практичны. Каждому этапу взросления ребенка предназначались особые игрушки. В самом раннем возрасте это – погремушки, шумящие подвески, часто выполнявшие роль оберегов. Для малышей двух-пяти лет изготавливали волчки, мячики, трещотки – те предметы, которые способствовали развитию основных моторных навыков ребенка. Подвижные игры давали возможность детям удовлетворить жажду действия, воспитывали умение постоять за себя, формировали способность преодолевать неудачи, вырабатывали чувство справедливости. Активность, сноровка, сообразительность, инициатива – качества, которые закладывались с самого раннего возраста. Примерно с 4-6 лет мальчики и девочки получали особые игрушки, соответствующие их принадлежности к мужскому или женскому сообществу. Этнические особенности отражались в разнообразных материалах, формах, способах изготовления предметов. Для мальчиков создавались миниатюрные орудия труда, промысловый инвентарь, воинское снаряжение. Основные игрушки девочек – куклы и кукольное приданое. С их помощью можно было воспроизвести как бытовые сцены (уборка дома, приготовление пищи), так и празднично-обрядовые действа (например, кукольную свадьбу). Создавая под руководством взрослых подобные вещи, дети овладевали навыками ремесла. С раннего возраста ребенка активно включали в круг хозяйственных занятий семейного или родового коллектива. Выполняя посильную работу, дети вносили свой вклад в общее дело – будь то работы по дому, уход за младшими детьми или же помощь старшим. Пример родителей был основой формирования трудолюбия и необходимых навыков в работе, понимания взаимосвязи окружающих вещей.
Авторы
Колчина Елена Викторовна, зав. отделом этнографии народов Поволжья и Приуралья
Дата публикации