Чувашские мастерицы издавна славились искусством вышивки. Ещё в 1840 г. Александра Фукс в книге «Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии» писала о чувашках: «они мастерски вышивают по счёту шёлком свои рубашки и такими трудными узорами, что даже дама, мастерица шить по канве, полюбуется их работой» (1).
Вероятно, одна из самых известных и вместе с тем загадочных вышивок чувашей – парные розетки «кӗскӗ», украшавшие нагрудную часть рубах замужних женщин. В конце XVIII – XIX в. вышитые розетки были широко распространены в декоре рубах чувашей всех этнографических и этнотерриториальных групп, за исключением верховых. К началу ХХ века розетки сохранялись только на рубахах средненизовых чувашей.
Вышивку для нагрудной части рубахи изготавливали отдельно на небольшом отрезке конопляного, а с конца XIX века хлопчатобумажного холста и затем вшивали в стан. Вышивали в основном шёлковыми и шерстяными нитями. Основным цветом был красный различных оттенков, дополняли его небольшие вкрапления жёлтого, зелёного и синего цветов. Контур орнамента выполняли тёмно-коричневыми или чёрными, крайне редко – красными нитями.
Вышивка розеток кӗскӗ была односторонней и выполнялась по счёту нитей холста. Контур орнамента вышивали, как правило, стебельчатым или окантовочным швами, реже применяли крестик и набор. Как дополнение использовали швы петельный, роспись и другие. Заполняли контур в технике косая стёжка. Розетки кӗскӗ могли вышивать и без контура. В этом случае помимо косой стёжки применяли швы «йӗпкӗн шӑтӑкла» и крестик (2).
Орнамент розеток кӗскӗ был геометрическим либо геометризованным растительным, что было обусловлено материалом основы и техникой вышивки. Реже в вышивке розеток встречались стилизованные изображения птиц.
Нагрудная вышивка женских рубах чувашей с давних пор привлекала внимание исследователей и собирателей. Одни видели в орнаментах розеток кӗскӗ изображение Солнца – подателя жизни, отражение древних мифологических и космогонических представлений чувашей, оберег, защищавший грудь женщины, символ замужества и плодовитости (3-12), другие же считали их лишь одним из этапов развития декора рубахи (13). В настоящее время продолжают предприниматься попытки интерпретации орнаментов кӗскӗ, однако достоверных сведений о том значении, которое придавали им вышивальщицы, нет.
В собрании Российского этнографического музея хранится более 800 образцов нагрудной вышивки женских рубах конца XVIII – начала ХХ века, собранных в разных районах расселения чувашей. Основу коллекции составляют вышивки, поступившие в музей в начале ХХ в. от коллекционера К.Д. Далматова, корреспондентов музея профессора Казанского университета И.Н. Смирнова, народного учителя И.К. Зеленова и этнографа С.И. Руденко. Часть из них представлена в альбоме.
Литература:
1. Фукс А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840.
2. Кашпар Н.Ю. Техника вышивки нагрудных розеток кӗскӗ женских рубах чувашей // Чувашский национальный музей: люди, события, факты (2021): сборник статей. Вып. 16. Чебоксары, 2021. С. 288-296.
3. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Т. VII. Чебоксары, 1934.
4. Никитин Г.А., Крюкова Т.А. Чувашское народное изобразительное искусство. Чебоксары, 1960.
5. Трофимов А.А. Композиция узора в чувашской вышивке // Искусство: Избранные труды. Сборник статей. Чебоксары, 2005. С. 408-428.
6. Трофимов А.А. О чувашском орнаменте. // Искусство: Избранные труды. Сборник статей. Чебоксары, 2005. С. 271-277.
7. Трофимов А.А. Цвет в чувашской вышивке // Искусство: Избранные труды. Сборник статей. Чебоксары, 2005. С. 429-449.
8. Захарова Н.И. Отражение мифологической картины мира в чувашской нагрудной вышивке «кӗскӗ» // Проблемы культурогенеза народов Волго-Уральского региона. Материалы межрегиональной научной конференции к 25-летию Музея археологии и этнографии ЧЭИ УНЦ Ран. Уфа, 2001.
9. Захарова-Кульева Н.И. Волшебные узоры кӗскӗ. Альбом-каталог. Чебоксары, 2019.
10. Денисов П.В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. Чебоксары, 1969.
11. Акимова Т.М. Вышивка саратовских чуваш // Известия Нижне-Волжского института краеведения. Саратов, 1936. Т. 7. С. 35-56
12. Петров И.Г., Никонорова Е.Е. Признаки половозрастной стратификации в чувашской женской одежде // Известия Самарского научного центра Ран. 2008. Т.10. № 4 (26).
13. Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья (материалы к этногенезу). Чебоксары, 1960.
Читать далее