Альбомы
Безворсовые ковры Дагестана
Безворсовые ковры Дагестана
Заголовок
Безворсовые ковры Дагестана
Аннотация
Самым распространенным видом ковроткачества в Дагестане издавна было изготовление безворсовых/гладкотканых ковров. Они выполняли различную роль в интерьере: паласами закрывали пол хозяйственных помещений при обмолоте, просеиванию и сушке зерна, постеленные на пол и закрывающие стену и ниши жилища орнаментированные ковры не только утепляли, но и украшали его. Развитию коврового промысла в Дагестане способствовало как развитие овцеводства (потребность в шерсти полностью удовлетворялось за счет местных пород овец), так и обилие натуральных красителей. Необходимые цвета мастерицы получали из листьев, коры, корней и плодов различных растений. Красную краску извлекали из корней марены красильной (лат. Rubiatintórum) и она была столь высокого качества, что в Дербенте в 1863 г. была открыта фабрика по промышленной обработке марены и получению из нее красителя. В конце XIX в. мастерицы начали использовать синтетические красители, часть из них оказалось очень нестойкими. Например, в столь любимых ковровщицами цикламеновом и фиолетовом, пигмент со временем разрушался, превращаясь в светло-коричневый или бежевый. Сбор этнографических коллекций, в которые органической частью входили ковровые изделия, начался сразу после открытия в 1902 г. Этнографического отдела Русского музея. Первые по времени поступления памятники были привезены К.А. Иностранцевым (1904 г.), А.Л. Млокосевич (1908 г.) и А.А. Миллером (1908 г.) из экспедиционных поездок в Дагестан. Во втором десятилетии XX в. состоялась еще одна экспедиция А.А. Миллера в этот регион (1929 г.). В 1948 г. собрание пополнилось несколькими экземплярами килимов из расформированного музея народов СССР (г. Москва). Дальнейшее формирование ковровых коллекций продолжилось со второй половины XX в. благодаря активной собирательской деятельности научных сотрудников отдела Кавказа ГМЭ народов СССР (ныне РЭМ), среди которых необходимо отметить Л.Ф. Виноградову, А.Л. Натансон и Н.П. Соболеву, внесших большой вклад в формирование кавказских коллекций в целом. В 1980–1990 х годах ряд ценных памятников был приобретен у частных лиц через ЭФЗК музея. В дагестанских коллекциях находится более 30 безворсовых ковров работы аварских, даргинских, кумыкских, лакских, лезгинских и табасаранских мастериц. Памятники датируются как концом XIX – началом XX в., так и 1920–1930-ми годами, представлены также ковры артельного производства 1950–1960-х годов. Собрание Российского этнографического музея в полной мере отражает все богатство техник гладкого ткачества, которыми владели дагестанские ковровщицы. Только от их вкуса и наличия материала зависела цветовая гамма изделия. Даже в, казалось бы, простое изделие, предназначенное для покрытия земляного пола ковровщицы старались внести яркую ноту. Так, в собрании музея находится большое полотно из неокрашенных конопляных нитей (кол.7426-9). Осно́вная нить, использованная мастерицей, значительно тоньше уточной, вследствие этого поверхность изделия приобретает определенную фактурность. Стремясь избежать однотонности, мастерица дополнительно украсила его бордовыми и черными узкими полосками, добавив всего несколько окрашенных утков. Декоративные ткани «джиджим», широко использовавшиеся в быту, обычно ткали на узких горизонтальных станках способом полотняного переплетения с репсовым осно́вным эффектом. Для их изготовления использовалась шерсть ярких контрастных цветов; продольные полосы, полученные при помощи смены разноцветных нитей основы, могли быть как одинаковой, так и разной ширины, или иметь более сложную структуру – спокойный ритм вертикалей разбивался неширокими горизонталями контрастного цвета, которые получались чередованием нитей основы разных цветов (кол. 6994-1). После окончания работы полотно разрезали на несколько кусков и сшивали вручную, получая ковер желаемой ширины. Джиджимы украшались не только разноцветными полосами, но и геометрическими фигурами. В этом случае ковровщицы в одном изделии могли использовать разные техники (кол. 1329-4): узорное двустороннее ткачество с перекидкой нитей основы группами – для изображения мелких цветочных геометризованных розеток, и для более сложных геометрических форм – узорное одностороннее ткачество с перекидкой цвета по одной стороне. Килимы ткали на вертикальных станках, создавая двусторонний узор разноцветными утками. При переходе от элемента одного цвета к другому использовали два приема: «просвет» («зазор») или зацеп утков на основу (одной нитью или группами – «килим с зацепом»). Нередко, завершая работу над элементом орнамента, мастерицы подчеркивали его форму тонким (кол. 6992-25) или широким (кол. 6992-24) контуром другого цвета («оконтуривание»), что придавало завершенность композиции, а используемый прием зацепа утков контрастного цвета – своеобразные «зубчики», делали рисунок более рельефным (кол. 502-37). Для оконтуривания узора, например, сложных орнитоморфных фигур, использовался также прием «кругляния», при котором уток свободно движется по наклонным, дугообразным линиям в соответствии с рисунком (кол. 12196-63). Для того, чтобы избежать однообразия на поле ковра, ковровщицы использовали прием «lazy lines» (англ. «ленивые линии») – набирая один тон (например, синий) фрагментами. В этом случае на фоне были видны линии просветов, создающие дополнительный декоративный эффект (кол.5115-1). Этот прием позволял предотвратить стягивание ткани по ширине, он также был удобен при работе над ковром нескольких мастериц. Орнаментальная композиция большинства килимов из собрания музея состоит из центрального поля с основными медальонами и дополнительными элементами в окружении каймы. Крупные медальоны могут располагаться в один, два или три ряда. Размер килима зависел от его назначения. Самыми длинными были ковры, которые должны были закрывать не одну, а несколько стен в жилище. В собрании музея хранится ковер такого рода – «давагин» (авар.), длиной 445 см, шириной 133см (кол.6992-24). Другой тип орнаментальной композиции дагестанских килимов – сетчатое расположение орнамента на центральном поле. Именно таким способом – в косую сетку – мастерица вписала узор «ромб с крючками», украшая ковер «салмаг» (авар.), который должен был утеплить пол и украсить жилище (кол.6992-25). Дагестанские ковровщицы владели также сложной петлевой техникой «сумах» (англ., нем.Soumak, Soumach), при которой узор создается обкруткой нитей основы дополнительной узорообразующей нитью. Ковры, выполненные в этой технике, в большинстве своем отличаются крупными габаритами, и ткали их нередко в соответствии с размером помещения, пол которого они должны были устилать. Сумахи ценились за мягкость и особенно за то, что были очень теплыми, благодаря тому, что концы узорных утков, во время ткачества, выпускались наизнанку, образуя дополнительный плотный шерстяной слой. Для создания фона ковра, а также горизонтальных линий в элементах узоров, мастерицы использовали все виды петлевой техники: одинарный сумах, параллельный сумах (Plain Soumak, зили, верни, полукосичка, шнурок), противопоставленный сумах (Countered Soumak, елочка, косичка). Для создания вертикальных и диагональных частей орнаментальных композиций ковровщицы использовали разные варианты обкруток. Узорообразующие нити в сумахе использовали преимущественно шерстяные. На одном памятнике в качестве дополнения в некоторых элементах декора мастерица использовала металлизированные нити (на хлопковой основе желтого цвета. Кол. 1329-2). Орнаментальные композиции большинства сумахов из собрания музея состоят из центрального поля с основными медальонами и дополнительными элементами в окружении каймы. В этом случае от трех до пяти крупных медальонов располагаются в ряд по центральной оси (линии основы) ковра. В ином композиционном решении центральное поле полностью занято повторяющимся изображением мелких геометрических элементов одного размера, располагающихся параллельными рядами. Цветовая гамма дагестанских гладкотканых ковров построена на комбинировании контрастных холодных и теплых тонов; доминирующим является сочетание красного и синего. Их оттенки, а также желтый, зеленый, коричневый и белый цвета играют второстепенную роль в композиции, используясь в деталировке. Например, в красный цвет вводятся вкрапления белого, желтого и фиолетово-синего цветов.
Авторы
Кубель Е.Л. научный сотрудник 1 категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана; Машукова И.А. научный сотрудник 1 категории отдела специализированного хранения
Дата публикации