Альбомы
Украинские ковры-килимы
Украинские ковры-килимы
Заголовок
Украинские ковры-килимы
Серия
Ковры и ковровые изделия 
Народ
украинцы
Аннотация
Производство тканых безворсовых ковровых изделий на территории Украины известно с давних времен, также, как и их название – «килимы». О персидском или тюркском происхождении этого слова исследователи не прекращают споры до сих пор. Одно только бесспорно – это название прочно закрепилось за украинскими гладкими двусторонними коврами. Многие музеи мира гордятся своими коллекциями украинских «килимов», и Российский этнографический музей (далее – РЭМ) не является исключением. Благодаря внимательному изучению народной культуры и традиций Украины, тщательному подходу к выбору будущих экспонатов, своевременно начатой работе по сбору вещей наш музей в настоящее время хранит богатейшую коллекцию украинских «килимов», которая является одной из наиболее полных. В настоящее время в собрании РЭМ хранится более 260 памятников. Кроме «килимов» хорошо представлены «дорожки», «налавники», а также небольшие ковровые изделия – «килимки», «пилочки», «вереты». Большая часть коллекции датируется второй половиной XIX – началом XX века, но некоторые предметы были изготовлены еще в последней четверти XVIII века; в отдельных случаях возможна и более ранняя датировка, что является еще областью исследования. Основная часть коллекции украинских ковровых изделий была сформирована до 1918 года за счет экспедиционной деятельности сотрудников Этнографического отдела Русского музея императора Александра III (далее – ЭО РМ). В 1905–1915 годах Николай Михайлович Могилянский (1871–1933), хранитель ЭО РМ, а в дальнейшем и заведующий отделом, собрал большую коллекцию «килимов» и «налавников» в Бессарабской, Подольской, Полтавской и Черниговской губерниях. В 1911–1914 годах хранитель ЭО РМ Фёдор Кондратьевич Волков (Вовк) (1847–1918) продолжил экспедиционную деятельность на территории Украины, внеся свой вклад в формирование коллекции ковровых изделий Екатеринославской, Херсонской, Киевской и Подольской губерний. Также заметный вклад в комплектование коллекции внесли корреспонденты ЭО РМ: Павло Захарович Рябков (1848–1925) собрал для музея коллекцию в Херсонской губернии, Иван Антонович Зарецкий (1857–1936) – в Полтавской, Александр Михайлович Высоцкий (1880–?) в Киевской, Василий Алексеевич Бабенко (1877–1955) в Екатеринославской, Петр Петрович Ефименко (1884–1969) в Харьковской, Александр Николаевич Прусевич (1878–1944) в Подольской губернии. Ковры, поступившие в собрание музея в результате покупки от частных лиц, до 1918 года составляют незначительную часть собрания; в 1914 и 1915 годах у Николая Федотовича Беляшевского (1867–1926) было приобретено несколько «килимов» из Киевской губернии. После 1918 года коллекция пополнилась за счет передачи предметов из Государственного музейного фонда в 1920-е годы, экспедиций научных сотрудников ЭО РМ в Подольскую губернию; Бориса Георгиевича Крыжановского (1886–1933) в 1925 году и Алексея Петровича Баранникова (1890–1952) в Екатеринославскую губернию в 1921 году. От частных лиц было приобретено несколько предметов – так, в 1919 году от Марии Андреевны Коваленской (?–?) поступило два ковра из Киевской губернии. Собранный за всю работу музея материал позволяет нам рассмотреть основные виды ковровых изделий, бытовавших на территории Украины, и особенности их орнаментации и композиции. Большую часть памятников составляют «килимы» с растительным орнаментом – букетами или цветочными побегами, расположенными рядами или в шахматном порядке. При этом допускаются незначительные различия в исполнении элементов. Встречаются композиции с использованием вазонов, корзин, кувшинов, бантов, лент. В этой группе килимов изображаются уже не цветочные побеги, а целые букеты цветов. Также возможны различные варианты объединения узоров вокруг одного центрального медальона. Иногда в растительном орнаменте присутствуют дополнительные элементы геометрического характера, а также стилизованные изображения птиц и животных. Особого внимания заслуживают «килимы», предназначенные для покрытия столов, с зеркальным отображением узора на двух половинках центрального поля ковра. При этом рисунок не всегда повторяется один в один. Несомненно, огромный интерес вызывают килимы, представляющие собой образцы, ориентированные на городскую культуру – изображенные на них растительные мотивы отличаются реалистичностью. Все килимы с растительным орнаментом имеют кайму: она может быть широкой или узкой, быть однотонной с центральным полем или окрашенной в контрастный цвет, может иметь растительные мотивы (чаще всего цветочные гирлянды), а также может включать геометрические фигуры. Комбинирование различных видов орнаментов – это один из художественных приемов, которые украинские мастерицы применяют для достижения большей выразительности. Завершая обзор о цветочном украинском килиме, невозможно не упомянуть, во-первых, о теплых и мягких тонах красок (светло-коричневый, золотисто-кремовый, голубой, синий, светло-зеленый), а во-вторых, об удивительном гармоничном их сочетании. Ковры с геометрическим орнаментом были распространены на территории Украины повсеместно. Чаще всего он использовался в «налавниках», «дорожках» и других небольших ковровых изделиях. Очень широко распространены ступенчатые и зубчатые ромбы, восьмиугольные розетки и восьмиконечные звезды. Излюбленные варианты – полосы, наполненные геометрическими элементами самого разного характера с колоритными местными названиями – «кривули», «зирочки», «кудри», «гребешки» и т.д. В аннотации к предметам мы постараемся более подробно рассмотреть особенности орнамента и его композиции различных регионов Украины.
Авторы
Н.А. Прокофьева, научный сотрудник отдела специализированного хранения; И.А. Машукова, научный сотрудник отдела специализированного хранения
Дата публикации