Альбомы
Пушное золото. Изделия из меха в традиционной культуре народов Евразии
Пушное золото. Изделия из меха в традиционной культуре народов Евразии
Заголовок
Пушное золото. Изделия из меха в традиционной культуре народов Евразии
Аннотация
Драгоценные меха – «пушное золото» – с давних пор являлись своеобразным символом Российского государства. Меховые ресурсы страны были поистине велики: в тайге, лесах и лесотундре, занимавших огромные территории, в изобилии водились белки, куницы, песцы, лисы, горностаи, соболи, рыси. В истории страны пушнина, или, как ее еще называли, «мягкая рухлядь», всегда играла важную роль, являясь своеобразной государственной валютой. Шкурки куницы, белки выступали в качестве денежного эквивалента, о чем свидетельствуют арабские и персидские источники X–XII веков. Во времена Ганзейского союза связка из 18 беличьих шкурок приравнивалась к серебряной монете, а в XIX веке одна шкурка зверька – к трем копейкам. Из России пушнина поставлялась и в страны Азии, и в Западную Европу для продажи или обмена на драгоценные металлы, оружие, сукно, красители, пряности, предметы роскоши. Мехами платили дань, или же они могли стать весьма дорогим подарком. Ценность меха в одежде подчеркивала благосостояние человека: «Попу – куницу, дьякону – лисицу, пономарю-горюну – серого зайку, а просвирне-хлопуше – заячьи уши». С древних времён в народной среде сложилась традиция использования меха для изготовления одежды и утвари, утепления жилища, что было жизненно необходимо человеку в суровых климатических условиях и в холодное время года. Ориентировались при этом не столько на стоимость меха, сколько на такие его качества, как износостойкость, способность удерживать тепло. Предпочтение отдавали местному сырью, меху тех зверей, которые водились в регионе проживания человека. Вместе с тем в народном сознании всегда присутствовало понимание необходимости сохранения поголовья диких животных, бережного отношения к местной фауне. С мехом у разных народов были связаны разнообразные обряды. Этот материал являлся не только символом богатства, но и благопожеланием увеличения в семье достатка. Экспонаты из собрания Российского этнографического музея представляют географию нашей страны и государств-соседей от Центральной России до Дальнего Востока, от Русского Севера до Средней Азии и Кавказа, а также демонстрируют практики создания разнообразных изделий из меха с конца XIX века до наших дней.
Авторы
Колчина Елена Викторовна, зав. отделом этнографии народов Поволжья и Приуралья
Дата публикации