Альбомы
Амулетницы. Каракалпаки
Амулетницы. Каракалпаки
Заголовок
Амулетницы. Каракалпаки
Аннотация
В сложной системе каракалпакского свадебного костюма нагрудному украшению «хайкел» отводилось важное место. Традиционный свадебный ритуал у каракалпаков состоял из серии обрядов, протяженных по времени. Костюм невесты, включающий «кок койлек» – платье синего цвета с богатой вышивкой, «саукеле» – шлемообразный головной убор, украшенный серебряными с позолотой пластинами, вставками из бирюзы и кораллов, а также вышивкой. Головной убор «саукеле» непременно дополнялся серебряным «хайкелем» – амулетницей (хайкел – араб. - иранск. «амулет», «памятник», «идол»). Основа амулетницы – «тумарша» – футляр, прямоугольная в сечении призма, закрывающаяся с двух сторон фигурными крышечками с небольшими втулками. В этом футляре хранились «дуа» – молитвы-заговоры, написанные муллой. «Хайкели» такой формы имели самое широкое распространение у разных народов региона. Однако в исполнении каракалпакских мастеров амулетница приобрела неповторимый облик, она стала многосоставной. Футляр является ее средней частью. Его поверхность украшена тремя или четырьмя сердоликовыми вставками в высоких кастах. Вставки «кас» («глаз») разделены вертикальными филигранными (или выполненными проволокой с насечкой) поясками. К верхней поверхности футляров припаивались две петли для крепления длинной полосы ткани, образующей петлю для ношения украшения на шее. Верхняя часть украшения – «хайкел бас», представляет собой фигурную пластину, припаянную к верхней части футляра. Это семантически важная часть украшения, в форме которой обязательно присутствует изображение загнутых рогов «кошкаршак» («двойные рога»). По форме навершия имеющиеся в собрании музея памятники можно разделить на несколько групп. 1. Пластина с вырезанной в форме арки нижней частью и высоко поднятой серединой в форме овала. «Двойные рога» (длинные) загнуты вниз. (кол.7128-178, 179). 2. Пластина с верхней частью в форме овала, треугольника, трехчастного фестона/трилистника. «Двойные рога» (длинные) загнуты вверх (например, кол.8763-688; 7403-18). 3. Пластина с верхней частью в форме трилистника. «Двойные рога» (небольшие) загнуты вверх. (например, кол.7128-170, 175). 4. Пластина со средней частью в форме трилистника, боковые части оформлены в виде цветочных розеток (кол.7128-182). Нижняя часть «хайкеля» состоит из фигурной пластины, припаянной к нижнему краю футляра. На большинстве памятников она прямоугольной формы с нижним краем из мелких фестонов, боковые концы ее заканчиваются завитками. Верхняя и нижняя части «хайкелей» орнаментировалась ювелирами в единой художественной стилистике, что придавало законченность образу. Орнамент использовался растительный: разнообразные варианты побегов и листьев, особенно часто встречается мотив трилистника (как вариант – в медальонной композиции (кол.7128-182, 8762-23860). Каракалпакские «хайкели» выделяются крупными размерами, которые колеблются в следующих пределах: высота от 14,5 до 24 см, ширина от 9 до 24,0 см. Большинство украшений выполнено из серебра, в качестве дополнения применено золочение. Внешняя сторона пластин украшена в технике чеканки и гравировки, широко использована филигрань и насечка из проволоки. Основным материалом вставок является сердолик или стекло, имитирующее его. По окончании свадебного ритуала, это украшение молодые женщины носили до рождения первенца, а по некоторым данным, также женщины фертильного возраста, до 40 лет (1). Всего в собрании Российского этнографического музея хранится двадцать экспонатов «хайкелей», поступивших в разное время. В качестве украшения каракалпакские женщины также использовали амулетницы – футляры тумар, тумарча в виде призмы или прямоугольника (9 экземпляров). Тумар в качестве оберега нашивали также на спинку детской одежды. Все памятники датируются второй половиной XIX – началом XX в. (1) Алламуратов А. Каракалпакское нагрудное украшение хайкель // Этническая история и традиционная культура народов Средней Азии и Казахстана. – Нукус: Каракалпакстан, 1989. – С.78.
Авторы
Кубель Елена Леонидовна, научный сотрудник первой категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана
Дата публикации