Альбомы
Детская одежда. Каракалпаки
Детская одежда. Каракалпаки
Заголовок
Детская одежда. Каракалпаки
Аннотация
Наиболее ценной частью каракалпакских коллекций является детская одежда. Как правило, для самых маленьких она была одного кроя, ее шили в лоскутной технике курок. До достижения 3–4 лет мальчиков и девочек одевали одинаково. Костюм состоял из мягкой стеганой шапочки «топпы» (или «кулох тахъя») и рубашки «курте», которые традиционно изготавливались из хлопчатобумажных тканей, и для тепла имели стеганую подкладку из ваты или из верблюжьей шерсти. Головной убор в коллекции музея представлен одним экземпляром шапки «кулох тахъя» (кол. 7876-23). В области лба на ней нашита небольшая зубчатая трехслойная розетка из белой, синей и красной тканей. Охранное значение явствует из ее названия – тумор («амулет») . Мастерица повторила в синем цвете розетки и в ее форме звездчатую пуговицу персидской работы. Такие пуговицы каракалпаки иногда использовали в качестве оберега. У оседлого населения земледельческой зоны Средней Азии, например, Бухарского оазиса, было принято украшать ими женские накидки «фаранджи» . Большая часть плечевой детской одежды «курте», «курок курте», представленной в коллекциях РЭМ семью экземплярами, выполнена в лоскутной технике. Шесть из них собраны в 1934 г. С.П. Толстовым, одно привезено А.С. Морозовой и М.Д. Перлиной в 1969 г. Несмотря на значительный временной интервал, все вещи выполнены традиционным способом с использованием единой системы декора, что делает возможным включение их в один типологический ряд. Охранной силой обладали как сами вещи, сшитые из разных лоскутов, так и квадраты с курочным узором, нашивавшиеся на одежду. Это связано с представлениями об особых защитных свойствах материала для детских вещей: их обычно изготавливали из старой одежды бабушки или другой почтенной родственницы, потомство которой было здоровым и многочисленным. Имела значение также числовая символика, в частности числа 12, сакрального для каракалпакской культуры – именно таково количество видов ткани, из которых сшита рубашка (кол. 7874-24). Оберегать жизнь и здоровье детей, по поверью, должны были амулеты, которые нашивали на спинку одежды. В коллекции представлено несколько амулетов из серебра – металла, имевшего по представлению всех народов среднеазиатско-казахстанского региона очистительные свойства. Охранной силой обладали и амулеты с когтями орла или коршуна (кол.7128- 234, 235). Небольшие матерчатые треугольные мешочки, наполненные солью, перцем и гвоздикой – средствами, по народному поверью препятствовавшими сглазу, призваны были в несколько раз увеличить магическое воздействие амулета (кол. 7403-23). Одежда более старших детей свои кроем и материалами повторяла одежду взрослых.
Авторы
Кубель Елена Леонидовна, научный сотрудник первой категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана
Дата публикации