Альбомы
Мундштучно-амбушюрные рожки в собрании РЭМ
Мундштучно-амбушюрные рожки в собрании РЭМ
Заголовок
Мундштучно-амбушюрные рожки в собрании РЭМ
Аннотация
К мундштучно-амбушюрным относятся духовые музыкальные инструменты, звук которых извлекается путем вдувания воздуха при определенном напряженном положении амбушюра (фр.) – губных и окологубных мышц и языка исполнителя. Инструменты эти делятся на две группы – «натуральные» трубы и рога (без пальцевых отверстий) и «хроматические» (с пальцевыми отверстиями), в русской традиции чаще всего называемые рожками. Если из первых можно было извлекать только сигналы, основанные на двух-трех звуках натурального обертонового ряда, то вторые позволяли исполнять также песенные и танцевальные мелодии. Хроматические инструменты, связанные, главным образом, с пастушескими практиками, получили распространение у ряда народов Европы, включая европейскую часть бывшей Российской империи. Сольные рожки пастухи обычно изготавливали сами. Использовали природные материалы – полые рога животных (коровьи, козьи, бараньи), древесину (стволы молодых ольхи, сосны, ели, можжевельника, березы, клена), бересту. Рога животных предварительно вымачивали, вываривали, вычищали. Пальцевые отверстия прожигались металлическим прутом. Некоторые образцы оснащены вставным мундштуком. Если материал позволял, могли вырезать отверстие для пропускания веревки с целью крепления рожка к поясу пастуха. Инструменты, изготовленные из животного рога, были стабильными, долговечными, удобными в использовании. Дерево, в силу своей гигроскопичности, существенно уступало по названным параметрам животному рогу, но давало важнейшее преимущество активно влиять на форму резонатора и, соответственно, позволяло расширять диапазон и технико-акустические возможности инструмента. Из куска дерева нужного размера вытесывалась/выстругивалась заготовка, разрезалась продольно. В каждой половине набором стамесок выдалбливался узкий, расширяющийся книзу канал. В мундштучном сегменте могла быть вырезана мундштучная чашка. Пальцевые отверстия вырезались и/ или прожигались металлическим прутом. Готовые части склеивались и скреплялись тонким сосновым корнем, обвивались берестой и/или лубом. Иногда инструмент покрывался лаком или краской, к нему привязывались ремешок или веревка для крепления к поясу. Встречаются инструменты без мундштука, кроме того, мог использовался вставной мундштук, изготовленный из цельного куска дерева или металла. Параметры сольных инструментов варьируются в широком диапазоне; дерево позволяло также создавать инструменты для ансамблевой игры, требующей унификации строя, и, соответственно, конструкции. Ансамблевая «трубля» получила распространение во Владимирской губернии, на востоке Тверской и сопредельных территориях, куда нанимались пастухи из названных губерний. Дуэт, как правило, играл на инструментах одинаковых размеров (два рожка или два баса), трио – на инструментах двух размеров, настроенных в октаву (два рожка и один бас). Изготовить инструменты для ансамблевой игры было под силу только настоящему мастеру. Собрание мундштучно-амбушюрных рожков Российского этнографического музея (РЭМ) насчитывает 45 единиц хранения и включает инструменты разных типов – от образцов с одним-двумя пальцевыми отверстиями, занимающих пограничное положение между натуральными и хроматическими трубами, до мастерски изготовленных, совершенных по своим технико-акустическим свойствам, ансамблевых рожков русских пастухов из Владимирской и Тверской губерний. Коллекция скомплектована в период активного бытования инструментов – первой трети XX века и отобразила процесс трансформации ансамблевых рожков на рубеже XIX–XX вв. В конце XIX века произошло расширение состава традиционного ансамбля, что повлекло за собой более строгий отбор и стандартизацию инструментария. Так, летом 1883-го г. в Санкт-Петербурге выступал Хор владимирских рожечников (8 визгунков и 4 баса), созданный Н.В. Кондратьевым. Большинство слушателей описывают точеные инструменты. Однако в 1903-м г. Д.Т. Янович приобретает в Ковровском у. долбленые рожки: в д. Мишнево - №№ 4 (все – у Н.В. Кондратьева), в дд. Суслово и Кижаны – по одному. Из шести образцов два баса – ансамблевые инструменты, а четыре рожка – сольные. Видимо, крестьяне расстались с теми инструментами, которые перестали использовать. В 1930-м г. В.А. Ершовым в с. Небылое Гаврилово-Посадского р-на приобретена коллекция, демонстрирующая процесс изготовления точеного рожка, дополненная «старинным басом колотым». Музейное собрание свидетельствует о том, что смена технологии изготовления рожка, изменение его звучания, произошли в течение жизни одного поколения исполнителей. Во второй половине XX в. традиция игры на рожках постепенно угасает; на рубеже XX–XXI вв. музыкальные инструменты пастухов становятся востребованными фольклорными ансамблями. Музейные и архивные собрания служат надежными источниками реконструкций.
Авторы
Гаджиева Айшат Ахмедовна, научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения, хранитель музыкальной кладовой
Дата публикации