Альбомы
Фотонаследие И.Ф. Тюменева в Российском этнографическом музее
Фотонаследие И.Ф. Тюменева в Российском этнографическом музее
Заголовок
Фотонаследие И.Ф. Тюменева в Российском этнографическом музее
Аннотация
В альбоме представлены негативы, выполненные в 1886–1893 годах Ильей Федоровичем Тюменевым – художником, композитором, писателем, переводчиком, путешественником, коллекционером и меценатом. Обладая разнообразными талантами, он стремился обратить их на пользу обществу и оставил заметный след в культурной жизни России конца XIX – начала ХХ века. Илья Федорович Тюменев (1855–1927) окончил Академию художеств в звании свободного художника, был увлечен искусством книжной и журнальной графики. Многие годы тесная дружба связывала его с художником А. П. Рябушкиным, для которого он построил мастерскую в своем имении. Илья Федорович брал уроки музыки у композитора Н. А. Римского-Корсакова и написал либретто нескольких его опер. В его собственном музыкальном наследии опера «Еретики» и романсы. Перу И. Ф. Тюменева принадлежат историческое сочинение «Халдей. Повесть из Новгородского быта XV века», путевые очерки по следам многочисленных путешествий по России, а также описания достопримечательностей Новгородской губернии, с которой он был связан до начала 1920-х годов. В 1886 году в Пельегорской волости Новгородского уезда (в настоящее время – Тосненский район Ленинградской области) Илья Федорович построил усадьбу, которой дал название «Приволье». Именно на новгородской земле И. Ф. Тюменев проявил себя как меценат, просветитель и земский деятель. Илья Федорович был членом попечительского совета церкви Николая Чудотворца в Добром селе, принял активное участие в создании школы для крестьянских детей и возил их в Новгород, открыл библиотеку в специально построенном для этого помещении, организовал женский церковный хор и народный театр, устраивал со своей женой музыкально-литературные концерты. Одним из увлечений И. Ф. Тюменева была фотография. Он фотографировал во время своих путешествий, но в первую очередь снимал в Новгородской губернии: в своем имении «Приволье» и близлежащих деревнях Кородынька, Егорьевка, Смердынь, Доброе село. Основную часть коллекции оригинальных негативов составляют групповые портреты крестьян: семейные, женские и детские. В небольшом количестве представлены постройки и занятия местного населения (шорник, шерстобит, маляр, охотник и др.). Кроме русских крестьян в объектив фотоаппарата Ильи Федоровича попали и татарин – торговец галантерейно-мануфактурным товаром, ездивший по деревням, и кочующие цыгане, табор которых остановился в этой местности. Снимки И. Ф. Тюменева являются редким свидетельством отношения автора к людям: даже подписи к портретам простых крестьян проникнуты теплотой к человеку. Время не сохранило ни роскошной усадьбы, ни маленьких деревень, а хрупким стеклянным фотопластинкам, на которые снимал И. Ф. Тюменев, повезло больше. Они хранились в семье его сына – известного историка Александра Тюменева. В 1960 году 70 негативов были приобретены музеем у вдовы А. И. Тюменева. На сегодняшний день это самые ранние стеклянные негативы в собрании РЭМ. Как фотограф И. Ф. Тюменев известен по открыткам видов Любани и ее окрестностей, изданным в начале ХХ века Любанским обществом попечения о больных. Публикация коллекции уникальных негативов конца XIX века пополнит фотонаследие Ильи Федоровича Тюменева яркими образами крестьян, созданными профессиональным художником, незаурядным и талантливым человеком.
Авторы
Кононова Елена Федоровна, ведущий научный сотрудник отдела фотографии
Дата публикации