Альбомы
Кольца татар и башкир
Кольца татар и башкир
Заголовок
Кольца татар и башкир
Аннотация
Татары и башкиры Поволжья и Приуралья традиционно носили много перстней и колец, что, вероятно, связано с общемусульманской традицией. Многие типы этих ювелирных изделий восходят к глубокой древности. Нередко среди колец XIX века можно встретить украшения, аналогичные тем, что находят при археологических раскопках. В оформлении перстней большую роль играли самоцветы, зернь, скань, а также гравированный, литой и штампованный орнаменты. По форме щитка встречались круглые, овальные и многоугольные перстни, а по форме шинки – дротовые и пластинчатые. По особенностям оформления существовали варианты с раздвоением дужки к щитку, с подвесками из монет с обеих сторон от щитка и с камнем в оправе. Поверхность щитка обычно орнаментировали в технике гравировки, чеканки, черни. Декор щитков представлял собой, главным образом, арабскую надпись из бла¬гопожелательных мусульманских формул. Щитковые перстни имели наиболее широкое распространение среди мусульманского населения (реже встречались – у татар-кряшен). Было известно поверье, что надпись на перстне избавляет человека от злых духов и болезней. Традиции изготовления этих изделий имеют очень древнюю основу. Щитковые перстни с буквенным орнаментом и надписями являлись одним из наиболее распространенных типов украшений для рук в Волжской Булгарии. Перстни с верхушкой, украшенной камнем, встречались трех вариантов. В основе первого лежал крупный обычно плоский камень. Особенностью второго варианта являлось раздвоение шинки перстня к основанию верхушки и, нередко, наличие ажурных накладок с декором растительного характера на месте раздвоения. Третий вариант отличался, главным образом, техникой изготовления: верхушку, а часто и шинку, декорировали в технике скани. К последнему типу относились перстни, центральное украшение которых представляло собой розетку из камней или крупной зерни. Одним из наиболее популярных перстней такого типа были изделия с крупным сердоликом в обрамлении мелкой бирюзы или имитирующей ее пасты голубого цвета. Существовала вера в то, что перстень с подобным сочетанием камней имеет магическую силу и способен отгонять от владельца нечистую силу. В традиции украшения колец сердоликом и бирюзой сказалось, вероятно, влияние среднеазиатского ювелирного искусства, для которого характерен именно такой дизайн. Кольца у татар и башкир встречались дротовые и пластинчатые, круглые, полукруглые и прямоугольные в сечении. Ширина колец могла быть разнообразной и согласовывалась со вкусом владелицы. Следует отметить, что татарки-мусульманки носили кольца довольно редко, чаще они составляли принадлежность мужчин. Обычно их использовали женщины пожилого возраста, а девушки и молодые женщины предпочитали им перстни. У татар-кряшен и башкир подобные кольца бытовали значительно шире, чем у мусульман. Их нередко дополнительно украшали двумя-тремя подвешенными серебряными монетами.
Авторы
Мишуринская Любовь Игоревна, научный сотрудник отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья
Дата публикации