Альбомы
Орнаментика. Геометрический орнамент браного ткачества вепсов и карелов XIX – начала XX в.
Орнаментика. Геометрический орнамент браного ткачества вепсов и карелов XIX – начала XX в.
Заголовок
Орнаментика. Геометрический орнамент браного ткачества вепсов и карелов XIX – начала XX в.
Аннотация
Браное ткачество – одна из техник декоративной орнаментации тканей. Название произошло от способа создания узора ("брать"), то есть нити основы "пробирались" при помощи специальной дощечки – бральницы. Нити находившиеся над дощечкой, в узоре оставались белыми, а нити которые остались внизу, формировали узор. Техника браного ткачества была очень трудоёмка и требовала от мастериц большого внимания, терпения и усидчивости. Несмотря на то, что браные узоры очень декоративны и богаты по фактуре, в изделиях ткачество нередко дополнялось вышивкой, образуя единую композицию. Чаще всего браный декор встречался на обрядовых и праздничных предметах. У карел и вепсов техника двухуточного браного ткачества применялась при изготовлении полотенец, подолов женских рубах (станушек), рукавов и декоративных узорных вставок (перетык), которые могли быть использованы для декорирования любого из вышеперечисленных изделий. Рисунок почти всегда ткали красными хлопчатобумажными нитями по белому фону (полотну). Наряду с этим в карельских изделиях встречались перетыки, в которых помимо красной нити использовались нити белого, синего, зеленого др. цветов. Однако они не доминировали в узоре, а лишь придавали акцент отдельным орнаментальным зонам. Используя традиционные геометрические орнаментальные мотивы, ткачихи разрабатывали раппорт рисунка таким образом, что фон между орнаментом играл такую же роль, как и сами узоры. У вепсов и карелов в узоре преобладали геометрические фигуры (солярная символика): простые и сложные ромбы, полуромбы, гребенчатые ромбы, прямые и косые сетки из разных фигур, свастики, восьмиконечные звезды и розетки, косые кресты, перекрестья и сложные комбинации из прямоугольников с различными «отростками». Чаще всего фигуры располагались либо горизонтальными рядами, либо в шахматном порядке (сетка), но были и исключения; в одном орнаментальном поле сочетались два разных раппорта рисунка, вытянутых по вертикали. Геометрический рисунок имел определенные закономерности, технологическую обусловленность многих приемов построения не только отдельных элементов, но и всей композиции в целом. Для браных узоров прибалтийско-финских народов была характерна выразительная разработка орнаментального рисунка, его детализация. Господствующее положение в текстильной орнаментике занимала модульная система создания орнаментального целого. Довольно редко встречались сильно видоизмененные геометризованные фигуры людей, животных, птиц, дерева. Изучение орнаментов браного ткачества позволяет выделить ряд закономерностей, которые характерны для данного типа декора. В первую очередь это относится к количеству элементов орнамента (раппорт рисунка вытянут по горизонтали), располагающихся на основном орнаментальном поле. Поскольку ширина браных полотнищ, которые изготавливались на крестьянских ткацких станках приблизительно одинаковая (от 30 до 40 см), на этой ширине ленточного декора помещалось 5 или 7 крупных одинаковых элементов узора. Если же раппорт рисунка включал два разных элемента, чередующихся между собой, то их число на основном орнаментальном поле в зависимости от размера элемента составляло от 8 до 18. Для тверских карел было характерно завершение орнаментальной композиции узким бордюром, состоящим из ломаной линии и ромбов (раппорт рисунка вытянут по горизонтали). О семантике и назначении декора говорить довольно сложно, поскольку информация об орнаменте прибалтийско-финских народов дошла до нас во фрагментарном виде. Сохранившиеся источники XIX – начала XX в. свидетельствуют, что первоначальный смысл и назначение разных видов орнамента к указанному времени уже были забыты. Опираясь на сохранившиеся сведения, зафиксированные для текстильного декора балтских и прибалтийско-финских народов (конец XIX – начало XX в.), можно предположить, что элементы браного орнамента карелов и вепсов рассматриваемого периода имели схожую семантику. Исходя из этого, можно выделить в декоре браного тканья группы по следующим ассоциативным признакам, использовавшимся носителями традиции: 1. Геометрические фигуры (пример: «кружки», «венкообразные мотивы» «крестообразные крючки», «крестообразные перегородки и решетки», «тринадцатиугольники», «зигзаг», «завитки»); 2. Территория изготовления и бытования, авторская принадлежность (пример: «гарпаловские мотивы», «Раута-мотивы», «олонецкие плетни с двумя косяками», «Вала-момотивы», «карельские плетни», «фантазия Татьяны»; 3. По ассоциации с животными, птицами, человеком (пример: «лисьи мордочки», «петушинные круги», «коренные зубы медведя», «медвежий след», «когти», «глаза ворона», «свиные глазки», «петушки», «древесные червячки», «бабы»); 4. По ассоциации с хозяйственными сооружениями, ремеслом, утварью (пример: «полевой плетень», «изгородь», «разделенные плетни», «ткацкие мотивы», «таганчики», «мелкое решето и решетка», «колесики»); 5. По ассоциации с растениями (пример: «листики», «яблочный орнамент», «еловый», «ёлочка», «куст», «ягодки», «трилистник»); 5. Небесные светила (пример: «звезды»). Для удобства научного описания браного декора все геометрические композиции можно разделить на следующие варианты: 1. Ленточная композиция, состоящая из одной или нескольких орнаментальных полос разделенных между собой (раппорт рисунка вытянут по горизонтали). Этот декор характерен для концов полотенец, изготовленных из одного полотнища ткани. 2. Ленточная композиция (раппорт рисунка вытянут по горизонтали) в сочетании с узкими бордюрами, расположенными сверху и снизу от центрального орнаментального поля. Этот вариант характерен для тканых полос перетык. 3. Ленточная композиция (раппорт рисунка вытянут по горизонтали) в сочетании с узкими бордюрами, расположенными сверху и снизу от центрального орнаментального поля, и дополненная узкой полосой декора из мелких геометрических фигур. 4. Ленточная композиция (раппорт рисунка вытянут по горизонтали) в сочетании с ленточными бордюрами, вытканными белыми нитями. 5. Ленточная композиция (раппорт рисунка вытянут по горизонтали) с контрастным бордюром. 6. Ленточная композиция (раппорт рисунка вытянут по горизонтали). В основе полотна нити контрастного цвета. 7. Ярусная композиция (раппорт рисунка вытянут по вертикали), сотканная в виде разных элементов. 8. Сетчатая композиция (раппорт рисунка напоминает сетку или фигуры расположены в шахматном порядке).
Авторы
Королькова Людмила Валентиновна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики, кандидат исторических наук
Дата публикации