Альбомы
Орнаментика. Арочные чернильницы с зооморфным и антропоморфным орнаментами
Орнаментика. Арочные чернильницы с зооморфным и антропоморфным орнаментами
Заголовок
Орнаментика. Арочные чернильницы с зооморфным и антропоморфным орнаментами
Аннотация
В собрании Российского этнографического музея (далее – РЭМ) представлены литые чернильницы конца XVII – второй половины XVIII века. Изделия с арочным корпусом относятся к числу наиболее распространенных разновидностей. Свыше 30 экземпляров из коллекции музея дополнены зооморфным и антропоморфным орнаментами, расположенными на фронтальных сторонах. Композиции, переданные как высоким, так и низким рельефом, вписаны в арку. Торцы рассматриваемых чернильниц также зачастую покрыты орнаментом. Наиболее распространенный вариант декора представляет собой ряды из небольших окружностей, нанесенных на поверхность посредством чеканки. Реже встречается гравированный растительный орнамент, сочетающийся с геометрическими элементами – ромбами, кругами и пр. Предметы с высоким рельефом украшены изображениями львов и единорогов; дам и кавалеров, гонцов; антропоморфных голов. Общей особенностью этой группы чернильниц является рамка из концентрических кругов, оконтуривающая композицию на фронтальных сторонах и подчеркивающая арочную форму корпуса. В русском искусстве широкое распространение образов льва и единорога относится к XVI–XVII векам. На чернильницах они запечатлены как в виде геральдической пары, так и по отдельности. Подобные экспонаты из собрания РЭМ, по всей вероятности, могут быть датированы второй половиной XVIII века. Зооморфные фигуры на них массивны и статичны, в их оформлении ярко выражена орнаментальная составляющая. Львиная грива напоминает жабо, конская показана фестонами или насечками. Позы зооморфных персонажей одинаковы, как в парных композициях, так и при расположении фигур на противоположных сторонах корпуса. В первом случае лев и единорог обращены навстречу друг другу, за счет чего появляется ощущение динамики, и композиция считывается как противоборство персонажей. На другом типе чернильниц представлены изображения пары – дамы и кавалера и всадника. Орнаментальная композиция в целом и ряд присутствующих в ней деталей обнаруживают аналогии в отечественных и в западноевропейских памятниках культуры. Пара запечатлена на филигранях «аламода», или «галантная сцена», – водяных знаках на западноевропейской бумаге, поступавшей в Россию в последней трети XVII века. На рассматриваемых чернильницах пара помещена в круг. Такой же прием встречается в росписях по дереву – на русских сундуках, коробьях XVII—XVIII веков изображения мужской и женской фигур, зооморфных или фантастических персонажей также часто заключается в круглые медальоны. Стоит отметить, что в одеяниях фигур прочитываются черты западноевропейской моды. Костюм всадника, напротив, изображен довольно обобщенно. Его фигура по композиции в целом и ряду деталей вызывает ассоциации с изображениями богатырей, Бовы-королевича, Александра Македонского в росписях по дереву, в лубках, набойке. Еще одна разновидность чернильниц на фронтальных сторонах содержит рельефы голов. В собрании РЭМ представлены только предметы с изображениями женской (?) головы с пышными локонами и диадемой, она размещена на основании с двумя волютами, которое напоминает капитель. В коллекциях других музеев известны чернильницы, дополненные крупными головами львов, мужчин в античных одеяниях, фантастических персонажей, ассоциирующихся с Бореем и пр. В этой группе типов, очевидно, проявляются античные сюжеты, популярные в искусстве XVIII века. На чернильницах с невысоким рельефом (заглублен фон, само же изображение расположено на одном уровне с краями) запечатлены лев и сирин. Предметы различаются и качеством литья, и степенью детализации фигур. Однако даже в схематичных рельефах прочитывается устойчивая иконография. Сирин развернут в три четверти, (или корпус изображен в профиль, а лицо развернуто в фас), на голове его венец. Фигуры львов вариативны: от изящного животного с детально проработанной гривой и оскаленной пастью до довольно наивного изображения, дополненного рядами фестонов, чередой волнистых линий и окружностей. Важной составляющей декора практически всех чернильниц (исключение, пожалуй, составляют чернильницы с рельефами голов) является изображение растений. Изогнутые побеги, тюльпановидные цветы, пятилепестковые розетки обрамляют зооморфные и антропоморфные фигуры. Аналогичные растительные элементы широко распространены в росписях по дереву, слюде, на лубке, набойке и пр. XVII – XVIII веков. В целом арочные чернильницы представляют собой весьма интересную форму, в которой, с одной стороны, сохраняются сюжеты позднего Средневековья – раннего Нового времени, а с другой – отчетливо проявляется влияние западноевропейского искусства.
Авторы
Кузнецова Валентина Николаевна, научный сотрудник отдела этнографии русского народа, кандидат исторических наук
Дата публикации