Альбомы
Орнаментика этнографических артефактов
Орнаментика этнографических артефактов
Заголовок
Орнаментика этнографических артефактов
Аннотация
Узоры, прикрасы, орнаменты – так по-русски или, используя в последнем случае французское понятие «украшения», обозначается совокупность изображений, нанесенных на поверхность предметов. В быту разных народов узорами наделялись более всего вещи, используемые в обрядовых, праздничных ситуациях: нарядная одежда и украшения, свадебные подзоры, полотенца-набожники, ковровые изделия и другие текстильные, деревянные или металлические предметы, служившие праздничному убранству дома, декору конской упряжи Наряду с этим украшались и разнообразные вещи крестьянской повседневности: резьбой и росписью – ложки, деревянная и берестяная посуда, инструменты для трепания льна, стирки и глажки белья (обычно их нерабочая сторона), литыми или коваными изображениями, чеканкой и гравировкой – металлические предметы. Известно, что овладение национальными способами, приемами орнаментации издавна воспринималось носителями культуры как необходимое умение мастера, составлявшее вместе с тем достояние традиции своего народа. Примеры канонически декорированных совершенных предметов различного назначения издавна хранились, передавались по семейно-родовым линиям от поколения к поколению; это же относится к литейным формам, образцам ткачества и вышивки (в том числе вырезанным, нарисованным). Этнографическое описание, а также изучение орнаментальных свойств предметов, созданных в конкретной этнокультурной среде, нацелено на раскрытие значимости этих качеств в народном восприятии. Описанием и анализом народных орнаментов – изобразительных образцов и их предполагаемой архаической семантики – российские исследователи занимаются уже около полутора столетий. Значителен вклад, внесенный в орнаментоведение такими знатоками этнографических традиций, как Н.Л. Шабельская, В.В. Стасов, а позднее Г.С. Маслова, Н.И. Гаген-Торн, С.В. Иванов, А.П, Косменко, Л.А. Чвырь, С.В. Рыжакова и др. Оригинальные эвристичные гипотезы касательно архаичной семантики некоторых базовых геометрических знаков (зигзаг, круг, различные варианты ромба и др.) высказаны археологами. Важным источником для поиска в этом направлении служит и зафиксированная исследователями народная терминология – обозначения отдельных элементов декора, увязывающие визуальный и смысловой план восприятия вещи. В созданной научными сотрудниками Российского этнографического музея серии мини-каталогов «Орнаментика этнографических предметов» представлено аналитическое описание орнаментальных свойств артефактов русских, украинцев, народов Северо-Запада, Поволжья, Сибири, Средней Азии, Кавказа. Уже на первичном этапе музейного аналитического описания учитывается, что и элементы орнамента, и их композиция находятся в отчетливой корреляции с формой предмета (являющегося артефактом в рамках конкретной этнической традиции), которая определенным образом соотнесена с его функцией. Кроме того, орнамент обладает собственным специфическим назначением: представляет эстетический образ; служит визуально-знаковым воплощением мировоззренческих представлений конкретного народа; дополняя поверхность предмета, может служить оберегом, а также талисманом для содержимого данной вещи, манипулирования ею и, конечно, для её владельца. Описание орнаментальных свойств этнографических предметов учитывает, что процесс украшения поверхности, или нанесения на неё узора, осуществляется в определенной технике (для текстильных вещей – браное ткачество, вышивка; для деревянных – резьба, роспись и т. д.), органичной материалу, освоенному в народной среде, и выступающей одним из факторов, детерминирующих стиль изображений. Совокупность описательного и параллельно аналитического рассмотрения орнаментальных свойств разбивается, как правило, исследователями на две группы вопросов. Первая состоит в раскрытии так называемых формальных свойств, а именно: каковы базовые элементы, основные и дополнительные, которые в совокупности задают эстетический стиль декорирования – геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, сюжетный и др. и каковы их сочетания. Следующий шаг – установление, каким образом орнаментальные мотивы организованы в конкретную композицию – сетчатую, ленточную или замкнутого характера, с выделением центрального поля и каймы и т.д. Здесь же характеризуются специфические структурные приемы: примененные мастером типы симметрии, сочетания цветов, использование эффекта смены фона и фигуры в зрительном восприятии и др.; обусловленность тех или иных приемов техникой нанесения орнамента. Вторая группа вопросов – это попытка установления скрытой семантики орнаментальных структур, нередко в гипотетическом ключе, как относительно отдельных элементов, так и относительно возникающих целостных образов. При исследовательском воссоздании целостного эстетического образа и интегральной семантики орнаментальных свойств предмета необходимо учесть также взаимосвязь орнаментированной поверхности с теми особенностями его формы, которые не являются обязательными для его предназначения, но содержат некую добавку эстетического, мировоззренческого характера. В некоторых случаях исследователю удается обнаружить непосредственную связь между, совокупно, особенностями формы и орнаментикой, с одной стороны, и мировоззренческими образами (содержащимися в мифологии, религиозных представлениях, фольклоре), с другой стороны. Наконец, возвращаясь к бытованию орнаментированных вещей в конкретной этнокультурной среде, исследователь, по возможности, указывает, в каких других этнографических реалиях (данного народа, историко-культурной области) можно встретить те или иные характерные орнаментальные мотивы и объединяющие их изобразительные композиции. Это служит своего рода оценкой степени их укорененности и, вместе с тем, фиксирует приуроченность рассмотренных эстетических, семиотических образов к явлениям культуры определенной группы, определенного назначения.
Авторы
Островский Александр Борисович, научный сотрудник главной категории отдела этнографии русского народа, доктор исторических наук. Руководитель проекта.
Дата публикации
Ссылки
Орнаментика. Образ винограда в русской орнаментике
Орнаментика. Русские ложки, украшенные резьбой и росписью
Орнаментика. Русские печные изразцы XVIII века
Орнаментика. Печные стеновые рельефно-расписные изразцы первой трети XVIII в.
Орнаментика. Арочные чернильницы с зооморфным и антропоморфным орнаментами
Орнаментика. Геометрический орнамент браного ткачества вепсов и карелов XIX – начала XX в.
Орнаментика. Резные иконы с сюжетом «Голгофский Крест»
Орнаментика. Украинские бисерные украшения
Орнаментика. Свадебные платки чувашей
Орнаментика. Кавказские сосуды с символикой воды
Орнаментика. Ковровые изделия каракалпаков
Орнаментика. Серебром сверкает сбруя: декор в торевтике тюрко- и монголоязычных народов Южной Сибири и Центральной Азии
Орнаментика. Искусство народов Амура: узоры на бересте и деревянных изделиях нанайцев