Альбомы
Орнаментика. Искусство народов Амура: узоры на бересте и деревянных изделиях нанайцев
Орнаментика. Искусство народов Амура: узоры на бересте и деревянных изделиях нанайцев
Заголовок
Орнаментика. Искусство народов Амура: узоры на бересте и деревянных изделиях нанайцев
Аннотация
В Российском этнографическом музее хранится богатейшее собрание этнографических коллекций народов Амурского региона (нанайцев, ульчей, уильта, негидальцев, орочей, удэгейцев и нивхов), раскрывающее орнаментальные особенности их декоративно-прикладного искусства. В коллекциях представлены старинные и современные изделия нанайцев, свидетельствующие о сохранении основных орнаментальных мотивов до настоящего времени. Характерно, что смыслы одних орнаментальных сюжетов сохранились в неизменности, а другие подверглись трансформации. Круглые и прямоугольные коробки и деревянные плоские короба использовались нанайцами для хранения женских принадлежностей и одежды, а цилиндрические, и круглые сосуды из бересты употреблялись для хранения сыпучих материалов, ягод, воды. Утварь украшалась криволинейным орнаментом в различных техниках. Чаще всего применялась техника рельефной широкой или узкой резьбы, при которой верхний слой прорезали в виде орнамента и окрашивали в черный цвет (на светлом фоне бересты). Реже фон окрашивали в белый цвет, а орнамент – в цветной (красный, синий, желтый). Такая техника была распространена в орнаментации утвари Амуро-Сахалинского региона и встречалась у уильта, ульчей, орочей, удэгейцев, нанайцев. Иногда использовался накладной аппликативный орнамент, либо прорезной с чернением; на дереве –прорисовка и раскраска. По композиции орнамент делился на центральную часть в виде розетки и бордюр либо располагался в 2-3 уровня: в центре широкий, по бокам узкий. Вписывание одного узора в другой – орнаментальная манера, характерная для декоративного искусства народов Амуро-Сахалинского региона. В орнаментальной композиции встречаются различные мотивы – растительный, зооморфный, антропоморфный. Растительный мотив чаще всего в виде бордюра – спиральные завитки с листьями в основании. Наиболее ярким является изображение дерева или цветущего растения, символика которых связана с образом богини-прародительницы, хозяйки древа жизни, на котором растут души детей в виде птичек. В основании древа жизни часто встречаются симметрично расположенные изображения двух оленей, символизирующих хозяев этого древа – зооморфные ипостаси божеств прародителей. Среди зооморфных изображений, встречающихся на берестяных коробках нанайцев, наиболее популярна морда медведя, который символизировал предка рода. С этим образом связан миф о браке женщины и медведя, и рождении потомства – медвежат, в честь чего устраивался медвежий праздник. Наряду с медведем среди зооморфных мотивов орнамента на бересте известны птицы, рыбы, змеи и драконы. Птицы обычно относятся к водоплавающим видам, иногда с рыбкой в клюве; их располагают в композиции симметрично. Иногда птицы чередуются с рыбками. На бересте и в праздничной и свадебной одежде нанайцев часто встречаются изображения змей в сочетании с медведями – в виде спиралей с выделенными головами, а также драконы S-образной формы. Драконы символизировали удачу, счастье, плодородие, служили оберегом для женщин. Их обязательно изображали на спинках свадебной одежды и украшениях с пожеланием женщине обрести семейное счастье и иметь много здоровых детей. Образ дракона заимствован нанайцами из китайской культуры. Среди антропоморфных мотивов – женщины, также женщины-роженицы, мужчины, иногда всадники на птицах – божества плодородия, хозяева растений и душ детей. В нанайской мифологии к ним относился образ Ерхе мергена и Майдя мама; их часто изображали также на детских куклах, одеяльцах для кукол, праздничной одежде и ритуальной утвари. На деревянных коробках иногда встречается сюжет хоровода, символа солнечных танцев вокруг огня. Многие орнаментальные мотивы, например, антропоморфные, прочитываются современными мастерицами согласно мифологии. Растительные узоры, птицы, образы женщин-прародительниц часто сочетаются с изображением зародышей типа восточноазиатских (корейских, японских) магатама, символов плодородия. Таким образом, художественное восприятие мира нанайцами отражает доминанты их мироустройства, связанные с мифологией и культовой практикой, и являющиеся важнейшей составляющей их этнокультурной идентичности.
Авторы
Сем Татьяна Юрьевна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока, кандидат исторических наук
Дата публикации