Альбомы
Орнаментика. Серебром сверкает сбруя: декор в торевтике тюрко- и монголоязычных народов Южной Сибири и Центральной Азии
Орнаментика. Серебром сверкает сбруя: декор в торевтике тюрко- и монголоязычных народов Южной Сибири и Центральной Азии
Заголовок
Орнаментика. Серебром сверкает сбруя: декор в торевтике тюрко- и монголоязычных народов Южной Сибири и Центральной Азии
Аннотация
Конь в жизни кочевника – основа основ, без него невозможна жизнь. Такая трактовка – ключ к пониманию не только бытовой повседневности, но и мировосприятия кочевой культуры в целом. Тщательно изготовленный и богато украшенный уздечно-седельный комплекс – один из основных маркеров богатства и высокого социального статуса владельца коня. Женское седло обязательно входило в состав приданого невесты. Оно всегда богато украшалось: ведь женщина – существо слабое, а потому требует бóльшей защиты и заботы. Блеск серебра, ослепляя злых духов, защищал всадника от их зловредных козней. В альбоме представлена ременная сбруйно-седельная гарнитура в комплексах конского снаряжения у тюрко-монгольских народов Южной Сибири и Центральной Азии. Предметом рассмотрения стали декоративное оформление в целом и, в частности, орнамент металлических предметов конца XIX – начала XX века у этносов историко-этнографической общности, характеризующейся хозяйственно культурным типом кочевых скотоводов горно-степной зоны – казахов, киргизов, алтайцев, хакасов, тувинцев, бурят. Предки этих народов на протяжении почти двух тысячелетий находились в тесном контакте друг с другом. Этому способствовали подвижное хозяйство и бурные политические события. Многочисленные полиэтнические государственные объединения кочевников возникали, достигали небывалого для своего времени могущества и размеров, приходили к естественному упадку или разрушались внешними врагами. Целые народы перемещались на большие расстояния, этнические группы смешивались, образуя новые самобытные сочетания, и созидательная энергия участников событий находила выход в модернизации той части материальной культуры, которая была напрямую связана с активной внешней политикой – удачные изобретения в воинском и конском снаряжении очень быстро распространялись на широкой территории и сохранялись надолго – целиком или в виде отдельных элементов. Для сбруйно-седельной гарнитуры Южной Сибири и Центральной Азии характерны прежде всего орнаментальные мотивы, которые традиционно относят к геометрическим и растительным. Однако на представленных в данном альбоме предметах для растительного орнамента больше подходит термин геометризованно-растительный. Реже встречаются зооморфный и антропоморфный орнаменты. Существует большой блок мотивов, изображающих животных или их части (например, рога барана) геометризованными схемами. Такие мотивы с одинаковой правомерностью можно отнести одновременно к геометрическим (по внешнему виду) и к зооморфным (по семантическому наполнению) и определить, как геометризованно-зооморфные. Изучение мотивов орнамента и технологии их нанесения позволило выделить у народов Южной Сибири и Центральной Азии три ареала со своим типом орнамента каждый, а внутри ареалов – несколько устойчивых комплексов. Выделение орнаментальных комплексов носит во многом аналитический характер, так как мотивы и технологии, характеризующие разные комплексы, были восприняты населением рассматриваемой территории в разное время и весьма часто соседствуют на одном предмете. Например, передняя лука седла декорирована в одном стиле, а задняя – в другом. Западный ареал Тюркский орнаментальный комплекс. В него входят алтайцы, казахи и киргизы. В собрании РЭМ комплекс представлен бляшками на сбруйных ремнях (уздечках, нагрудниках, подфеях) и накладками на луки седел. Комплекс характеризуется преобладанием техники листовой насечки серебром или белым сплавом по железу, в которой узор образован незакрытыми участками фона. Несколько реже встречаются гравировка и чеканка по железу или сплаву на основе меди, инкрустация медью по железу и штамповка. Преобладают геометризованно-растительные мотивы орнамента: двух- и трехлепестковые пальметты, растительный бордюр, лировидные фигуры, фигурные бляшки со скругленными углами и в виде цветочных розеток. Часто встречаются вариации мотива в виде двух завитков, интерпретируемого как «рога барана». Все элементы, характеризующие этот комплекс, находят аналогии в археологических материалах и связаны с древнетюркской культурой традицией. Северо-алтайский орнаментальный комплекс в собрании РЭМ представлен бляшками на сбруйных ремнях тубаларов. Комплекс характеризуется преобладанием техники чеканки и гравировки в сочетании с геометрическим орнаментом – точки, полукруги (цельные или выполненные точечной выбивкой, расположенные рядами или в шахматном порядке), ряды штампованных бляшек, образующих кружковой орнамент, зубчатые края бляшек, а также нередки элементы неметаллического декора – раковины каури, кожаные или нитяные кисти, ремни, сшитые из камуса (мех с ног животных). Этот комплекс, скорее всего, связан своим происхождением с местным таежным населением эпохи позднего Средневековья. Северный ареал В него входят хакасы и прибайкальские буряты. Здесь также отчетливо выделяются два комплекса, условно названные хакасский и бурятско-хакасский. Признаки, характеризующие оба комплекса, встречаются и у хакасов, и у бурят. Возможно, они соотносятся с различными этническими группами хакасов (качинцами, сагайцами и др.) и бурят (булагатами, эхиритами, хоринцами и др.), но для подобных выводов нет достаточных оснований. Для хакасского орнаментального комплекса характерно преобладание листовой и ленточной насечки и связанного с ним геометрического орнамента: кружочки листового серебра (или белого сплава), набитые на трех- и шестичастные железные бляшки; зигзаг, выложенный лентой; полосы. Узоры, определяемые техникой ленточной насечки, встречаются также и у бурят, однако трехчастные бляшки у последних отсутствуют. Также бытует антропоморфный орнамент в виде личин. Для бурятско-хакасского орнаментального комплекса характерны техника проволочной насечки и связанные с ней мотивы геометрического орнамента – сетка, спирали и зигзаги. Южный ареал Тувинско-бурятский орнаментальный комплекс представлен у западных тувинцев и южных бурят, а также у кош-агачских казахов и, возможно, теленгитов Южного Алтая. Комплекс выделяется прежде всего архаичной техникой листовой насечки – гравировкой и чеканкой по листовой насечке. Железная основа целиком покрывается листовым серебром, а орнамент наносится сверху по серебру резцом и чеканом. Среди орнаментальных мотивов преобладают растительно-геометрические: бордюр с завитками, часто с переплетёнными стеблями, многолепестковые розетки с лотосовидными лепестками; оба мотива имеют заштрихованные элементы. Характерны различные виды роговидных мотивов, а также циркульный узор, он появился в Сибири в эпоху бронзы, широко бытовал на изделиях из кости. К архаичным геометрическим мотивам относятся и полукруги, нанесенные зубчатым штампом. Монголо-тувинский комплекс представлен у юго-восточных бурят, западных тувинцев и монголов. Кроме техники насечки в данном комплексе широко распространены литьё, чеканка и гравировка, что позволяет создавать предметы с высоким рельефом. С точки зрения орнамента значительное место занимают мотивы, происходящие из Монголии, Юго-Восточной Азии, Китая, а также буддийские символы: различные модификации «бесконечного узла», меандра, пламенеющей жемчужины и другие. Часто встречаются антропо- и зооморфные мотивы. Все выделенные ареалы и комплексы характеризуются не только определённым стилем и техникой нанесения орнамента, но также коррелируют с разной формой седельных лук и составом седельного комплекта (форма чепраков, наличие или отсутствие покрышек на круп, дополнительных украшений седла и пр.). Рассматриваемые в комплексе мотивы встречаются помимо украшения конского снаряжения и на других металлических изделиях – поясной гарнитуре (бляшки, наконечники и распределители ремней, кресала и др.), декоре оружия (в том числе колчаны, налучья и др.), а также с некоторыми стилистическими особенностями в женских украшениях. Изучение различных аспектов традиционной культуры скотоводческих народов Южной Сибири и Центральной Азии демонстрирует исключительную сложность этнокультурных контактов. Особенности развития технологии нанесения и стилистики декора на предметах торевтики выявляют дополнительные нюансы и позволяют лучше понять пути формирования той культуры, которую мы наблюдаем в горно-степной зоне Евразии.
Авторы
Ткаченко Ирина Дмитриевна, научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения, кандидат исторических наук, хранитель меховой кладовой и кладовой средств передвижения и сельскохозяйственных орудий
Дата публикации