Альбомы
Орнаментика. Украинские бисерные украшения
Орнаментика. Украинские бисерные украшения
Заголовок
Орнаментика. Украинские бисерные украшения
Аннотация
Бисерные украшения входили в состав народного костюма, поэтому их орнаменты наиболее близки к тканым и вышитым узорам одежды. Визуальный образ украшений в значительной мере зависел от техники их изготовления. На протяжении XIX века основными бисерными техниками являлись низание, не предполагающее выполнение орнаментального узора, и ажурное плетение, позволявшее изготавливать геометрические орнаменты разной сложности. В начале XX века стала распространяться техника бисерного ткачества, которая давала возможность кроме геометрического рисунка создавать растительные узоры, а также стилизованные изображения птиц и людей. Вышивка при изготовлении съемных украшений применялась украинскими мастерицами редко, и как правило воспроизводила те же геометрические мотивы, что были характерны для плетеных украшений. Наиболее распространенным элементом орнамента в украинских бисерных изделиях являлся ромб. В разных регионах он выполнялся по-своему. Встречались изображения простых ромбов, ромбов с продленными сторонами («лучами») или загнутыми отростками («рожками»). Ромбы могли иметь точечный или линейный контур, иногда точечное обрамление. Зачастую внутри больших ромбов выплетались ромбы меньшего размера или малые косые кресты. Узор получали путем набора бисерин разного цвета в определенном порядке. Орнаментальные композиции могли состоять только из ромбов, расположенных в цепочку или в несколько рядов, либо из ромбов, чередующихся с другими элементами (чаще всего косыми крестами или треугольниками). Следует отметить, что мотив ромба в конце XIX – первой половине XX века широко бытовал в изделиях украинских мастеров, работавших с разными материалами. Вторым по распространенности элементом в орнаментах украинских бисерных украшений являлся крест. Прямые и косые (буквой «Х») кресты выплетались как отдельно, так и в сочетании с другими геометрическими элементами. Крупные кресты высотой практически во всю ширину украшения составляли основу орнаментальной композиции, малые крестики (на 5 бисерин) дополняли узор. Изображение креста могло усложняться раздвоением его концов или дополнительными перекрестьями. Встречаются изображения прямого креста, состоящего из пяти ромбов (более крупного в центре, меньших по его вершинам) или пяти малых (одинаковых по размеру) косых крестов. Шестиугольники в орнаментах украинских бисерных украшений так же, как и ромбы, могли изображаться с продленными сторонами («лучами») или загнутыми отростками («рожками»). Обычно они чередовались с крестами. В некоторых локальных традициях мотив шестиугольника называли «кружками». Зачастую мастерицы выплетали внутри шестиугольников один или несколько ромбов. Помимо бисерных украшений, мотив шестиугольника с ромбом внутри часто воспроизводился в тканых и вышитых узорах, например, в декоре сорочек. Треугольники в основном использовались как вспомогательные мотивы, заполняющие пространство между основными элементами. Тем не менее, в некоторых украшениях они составляли основу орнаментальной композиции. Встречаются изображения треугольников, размещенных в ряд на одной высоте – «зубчиками», выплетенных друг над другом таким образом, что их вершины соединяются, а также идущих в шахматном порядке, так, что их вершины поочередно направлены то вверх, то вниз. Треугольники могли усложняться «лучами» или «рожками», внутри треугольников иногда выплетали треугольники меньшего размера, встречался вариант изображения треугольника с вершиной, переходящей в ромб. Зигзаги в виде сплошной или прерывающейся линии широко применялись в различных видах украинского декоративно-прикладного искусства, часто входили в орнаментальную композицию многосоставных бисерных украшений. В разных локальных традициях орнаменты, состоящие из одного или нескольких рядов зигзагов, называли «ужик», «гадючки», «змейка», «кривулька», «бесконечник» и т.д. S-образный мотив в бисерных украшениях как правило располагался горизонтально, мог иметь раздвоенные или растроенные петли. Встречаются узоры как составленные из одних S-образных мотивов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга, так и из сочетания их с косыми крестами, ромбами или треугольниками. S-образный мотив в бисерных украшениях, в отличие от украинских народных тканых и вышитых орнаментов, использовался достаточно редко. С уверенностью говорить о смысловых значениях тех или иных элементов, составляющих орнаменты украинских бисерных украшений, не представляется возможным из-за отсутствия достоверных источников. Тем не менее, наличие бисерных орнаментов с внутренней, скрытой от посторонних глаз стороны изделия, в частности, в свадебных головных уборах, свидетельствует о сохранении в XIX – начале XX века их сакральной, вероятнее всего охранительной или благопожелательной функции. Интерес к бисеру не угас и в XXI веке Украинские мастерицы изучают и воспроизводят старинные образцы, переносят народные орнаменты на современные изделия (декорируют бисерными лентами сумки, ткут бисерные пояса), создают авторские украшения.
Авторы
Ганина Любовь Геннадьевна, научный сотрудник отдела этнографии народов Белоруссии, Украины, Молдавии.
Дата публикации