Альбомы
Орнаментика. Резные иконы с сюжетом «Голгофский Крест»
Орнаментика. Резные иконы с сюжетом «Голгофский Крест»
Заголовок
Орнаментика. Резные иконы с сюжетом «Голгофский Крест»
Аннотация
К числу уникальных явлений старообрядческой культуры относятся памятники деревянной резной пластики с сюжетом «Голгофский Крест», бытовавшие среди старообрядцев Русского Севера и Северо-Запада – русских, карел, коми-зырян. Эти резные кресты и иконы чаще всего использовались в качестве мемориальных – их устанавливали на намогильных памятниках. Если же их помещали над входом в моленную, келью, часовню или над крыльцом жилого дома, то они могли выполнять и обережную и моленную функции. В некоторых местностях резные деревянные кресты и иконы являлись частью иконостаса наряду с другими моленными образами. Орнаментика резных икон с сюжетом «Голгофский Крест» продолжает традиции православной деревянной пластики, бытовавшей до церковного раскола. Сходные элементы (способы выделения центрального поля и обрамления) присутствуют, например, в иконографии поклонных крестов Поволховья XVII – начала XVIII века. В центре композиции резной иконы – восьмиконечный Голгофский Крест с орудиями страстей. По обе стороны от него располагаются канонические надписи, прославляющие подвиг Христа и духовную силу Креста Господня, традиционные для православной медной и деревянной резной пластики: «ЦРЬ СЛВЫ» («Царь Славы»), «IС ХС» («Исус Христос»), «СНЪ БЖIЙ» («Сын Божий»), «КТ» («Копие, Трость»), «НИКА» («Победа»), «МЛРБ» («Место Лобное Рай Бысть»); на Голгофском холме и по обе стороны – «ГГ» («Гора Голгофа»), «ГА» («Голова Адама»). Различные орнаментальные мотивы (растительные элементы, стены и башни Иерусалима), изображённые на иконах, а также специфические аббревиатуры выполняют роль обрамления, акцентируя главную идею конкретной иконы. Вся изобразительная композиция на резных иконах обычно заключена в прямоугольную профилированную рамку, углы которой маркированы растительным элементом в виде крупного бутона на чашечке. Подобный элемент встречается на русских крестах-тельниках XVII–XVIII веков, его помещали в углы средокрестия, что символизировало живоносную силу христианского учения. Нередко Голгофский Крест помещен в круг, а на некоторых иконах – под арку либо под сень храма, на каждом из куполов которого установлен 8-конечный крест. Круг в подобных композициях означает сияние, исходящее от Голгофского Креста и распространяющееся на Вселенную; храм – Церковь Христову. Специфические аббревиатуры (например, «КБББ» – «Крест Божий бьет бесов» или «ВВВВ» – «Всей Вселенной возвещает веру»), сохранённые старообрядцами с дораскольного времени, служили прославлению Креста Христова. Основным источником комплектования резных икон в собрании РЭМ явились этнографические экспедиции. Большая часть экспонатов поступила в музейные фонды в предвоенный период – перед Первой мировой войной. Наиболее значительной из дореволюционных поступлений стала коллекция, приобретенная в 1913 году у известного знатока старообрядческой культуры Ф.А. Каликина (РЭМ № 3723 – 1-49), который на протяжении длительного времени собирал старообрядческие рукописи и иконы.
Авторы
Островский Александр Борисович, научный сотрудник главной категории отдела этнографии русского народа, доктор исторических наук. Чувьюров Александр Алексеевич, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья, кандидат исторических наук.
Дата публикации