Альбомы
Военно-Грузинская дорога
Военно-Грузинская дорога
Заголовок
Военно-Грузинская дорога
Аннотация
В альбоме представлены фотографии второй половины XIX века, демонстрирующие основные пункты маршрута Военно-Грузинской дороги, которая соединяла Владикавказ и Тифлис. Между этими городами было построено 11 станций: Балта, Ларс, Казбек, Коби, Гудаур, Млеты, Пассанаур, Ананур, Душет, Цилканы, Мцхет, благодаря которым путешествие через Кавказские горы стало быстрым, безопасным и удобным. Сами станции имели первый, второй или третий разряды, в зависимости от количества комнат и предоставляемых услуг, однако станции первого разряда находились только в уездных городах. Авторами снимков, которые вошли в альбом, являются знаменитые русские фотографы. Среди них можно выделить Д.И. Ермакова, А.К. Энгеля и его ученика Г.И. Раева, создавших серию уникальных фотографий не только Военно-Грузинской дороги, но и ее окрестностей. Путь, соединяющий Северный Кавказ и Закавказье, был известен еще с античных времен. Он упоминается в трудах Страбона, Плиния Старшего и в грузинских хрониках. На протяжении многих веков это была опасная и труднопроходимая тропа. В 1763 году, в царствование Екатерины Великой, началось строительство в военных целях Кавказской линии между Кизляром и Моздоком, которая должна была помимо выполнения стратегических задач решить проблему сообщения на юге Российской империи. По мере развития экономических и политических связей с Грузией линия все дальше смещалась на юг. Стала ощущаться острая нехватка в удобном и быстром сухопутном сообщении между двумя государствами через долину реки Терек и Крестовый перевал. В 1769 году отряду под командованием графа Тотлебина понадобился месяц, чтобы преодолеть расстояние от Ларса до Ананура (около 100 км), а в 1799 году русские войска во главе с генералом Лазаревым прошли от Владикавказа до Тифлиса за 36 дней (201 км). В зимнее время, по воспоминаниям Якоба Райнеггса, придворного врача грузинского царя Ираклия II, дорога была практически непроходима. Начиная с 1799 года трудности, связанные с переходом через горы, привели к обязательному включению пункта об исправном содержании дороги во все договоры, заключенные между соседними государствами. В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. Под руководством князя Цицианова, главнокомандующего войсками на Кавказе, с 1803 года началась реконструкция Дарьяльской дороги, или «Александрова пути», как ее одно время называли в честь императора Александра I, впоследствии получившей название Военно-Грузинской дороги. Рядом с ней возвели небольшие крепости для защиты от местных племен и мосты. В 1811 году дорога была передана в управление Министерству путей сообщений, после чего начались масштабные работы. Для укрепления пути были построены дамбы, плотины и насыпи, а для предотвращения обвалов – убраны откосы, сооружены карнизы и подпорки-стенки. Комплекс мер по ремонту дороги позволил уже в 1814 году запустить колёсные экипажи. С 1827 года была организована экстра-почта, доставлявшая срочные сообщения из Санкт-Петербурга в Тифлис и наоборот. Позже, с окончанием строительства промежуточных станций, открылось регулярное конно-почтовое движение. Последним этапом строительства стало сооружение Млетского спуска под руководством талантливого инженера Б.И. Статковского, которое велось с 1857 по 1863 год. Летом 1863 года состоялось торжественное открытие Военно-Грузинской дороги, именно тогда она получила свое новое название. Теперь расстояние от Владикавказа до Тифлиса можно было преодолеть всего за два дня. Благодаря этому резко возросло экономическое и военное значение пути для региона, особенно во время русско-турецких войн. С течением времени дорога пришла в упадок, товарооборот сократился и переместится на морские пути, многие станционные дома к концу XIX века были закрыты и начали разрушаться. В собрании Российского этнографического музея находится множество фотографий, посвященных Военно-Грузинской дороге. На снимках можно увидеть изображения аулов и селений (названия многих станций произошли от них), находящихся в отдалении от основного маршрута, местных жителей, извозчиков и почтовых экипажей, которые дают богатый материал для изучения дорожного быта.
Авторы
Белогубцев Александр Владимирович, научный сотрудник отдела фотографии
Дата публикации