Альбомы
Евреи. 1840–1860-е гг. Образы евреев в ранней русской светописи
Евреи. 1840–1860-е гг. Образы евреев в ранней русской светописи
Заголовок
Евреи. 1840–1860-е гг. Образы евреев в ранней русской светописи
Аннотация
Альбом создан в рамках проекта РЭМ − победителя Второго конкурса музейно-выставочных грантов Российского еврейского конгресса на развитие проектов в области еврейской культуры. Дагерротип (поступивший в собрание музея в 2007 году семейный портрет) – уникальный образец одного из первых фотографических процессов, распространенных в России с 1839 года до середины 1860-х гг.: в зависимости от наклона пластины к источнику света, может выглядеть как негатив или позитив. Самыми ранними фотографиями по культуре евреев являются снимки, которые поступили в 1866 году в адрес специально учрежденной для подготовки Этнографической выставки Фотографической комиссии. Подготовительным Комитетом выставки были утверждены требования к съемке, где указывалась необходимость в поясных портретах и портретах во весь рост, которые «удобны там, где нужно показать все части костюма». Фотографии, которые предназначались для работы скульпторов над манекенами, надлежало оставлять без ретуши. Такие снимки впоследствии активно использовались при изготовлении «фигур» – манекенов, на которых демонстрировалась одежда. На открывшейся в московском Манеже в мае 1867 года Русской Этнографической выставке сцена, посвященная еврейской культуре, изображала «трех Евреев Талмудистов в их обыкновенном рабочем наряде и одного, отдельно стоящего, в одеянии, обыкновенно употребляемом при молитве». Помимо постановочных сцен впервые на выставке для широкой публики было выставлено около полутора тысяч снимков, представляющих образы народов Российской империи. Одна из экспозиций ее фотографического раздела была посвящена культуре евреев. Более 40 фотографий знакомили посетителей с жизнью евреев Могилевской, Витебской, Виленской, Каменец-Подольской, Эриванской губерний и Крыма, городов Вильно, Бердичев. Большую часть фотографий в соответствии с замыслом устроителей составляли портреты. Среди них – работы известного фотографа, любителя древностей М.Ф. Кусцинского, фотографического ателье г. Вильно Бржозовскаго, художника Страуса и Околова, профессионального фотографа А.В. Селецкого. Русская Этнографическая выставка 1867 стала первым грандиозным выставочным проектом в истории Российской империи, где была показана культура многих народов. Она дала мощный импульс не только развитию этнографических исследований, где фотографическая практика стала неотъемлемой частью научных изысканий, но и позволила фотографии развиваться в рамках самостоятельного направления, сделав этнографический жанр популярным и востребованным.
Авторы
Карина Юрьевна Соловьева, зав. Отделом фотографии
Дата публикации