Альбомы
Евреи. 1880–1910-е гг. Образы мещан и интеллигенции: студийные фотографии
Евреи. 1880–1910-е гг. Образы мещан и интеллигенции: студийные фотографии
Заголовок
Евреи. 1880–1910-е гг. Образы мещан и интеллигенции: студийные фотографии
Аннотация
Альбом создан в рамках проекта РЭМ − победителя Второго конкурса музейно-выставочных грантов Российского еврейского конгресса на развитие проектов в области еврейской культуры. В фотоархиве музея хранятся портреты представителей различных сословий европейских евреев и караимов (в основном – мещан и интеллигенции), сделанные в фотосалонах в 1880–1910-е гг. в городах Витебске, Смоленске, Казани, Бирске, Ростове-на-Дону, Одессе, Кременчуге, Евпатории, Симферополе, Феодосии, Москве, Санкт-Петербурге. Фотографии по караимам были подарены музею крымскими караимами в 1958 году (коллекция 8966), по европейским евреям – собирателем Ивановым В.А. в начале XXI века. В 1870-е годы студийная фотография стала непременной частью жизни состоятельных горожан. По мере развития фотографической техники и технологии, с появлением трехслойных отпечатков (с 1880-х гг. –коллодионовых и несколько позже – желатиновых), фотография становится более доступной для разных слоев российского общества. Самыми популярным из-за цены и удобства формата были визитная карточка (“visit portrait”, примерно 5,5х9 см) и кабинетный портрет (“cabinet portrait”, 11х16 см). Первые, отличавшиеся демократичной стоимостью (обычно полтора рубля за 6 фотографий), дарили на память или, если официальное лицо (чиновник) делало пометку, то они могли заменять паспорт. Кабинетные портреты стоили дороже (4 рубля за 6 экземпляров): их помещали в альбомы, ставили в рамках на стол или каминную полку. Бумажный снимок обязательно наклеивался на специальную картонную подложку – паспарту, что защищало фотографию от повреждений. Кроме того, паспарту не только оформлял снимок, но и содержал информацию о названии и адресе ателье, фотографе и его регалиях, часто указывались год и месяц съемки. Нередко фирменные бланки делали из бристольского картона, украшенные красивыми рисунками и золотым или серебряным тиснением, печатали в специальных типографиях или на фабриках. Такие паспарту могли позволить себе наиболее успешные фотографы, количество регалий которых отражало степень их мастерства. Подобные снимки представлены в данном разделе творчеством таких фотографов, как И.Л. Серебрин, В.В. Островский, С.А. Юрковский из Витебска, А.Х. Зимсон, братья Фельзеры, С.И. Иванов, А.Ф. Беляев из Казани, А. Поссе из Смоленска, Гамаль из Кременчуга, М. Лихтенберг из Одессы, И.Л. Тираспольский из Евпатории, В.Г. Чеховский из Москвы и др. Групповые портреты чаще всего делали или в формате кабинетного снимка или больших размеров (см. снимки И.М. Якобсона и В.И. Ясвоина). В 1910-е годы стали использовать вместо паспарту дешевую бумагу, что привело к постепенному исчезновению фирменных бланков из фотоателье (отпечатки из ателье М. П. Кадысона или А.А. Оцупа). В это время также появились снимки нового формата, без картонной основы, почтовые карточки – 9х14 см, на оборотной стороне которых делали разметку для адреса и почтовой марки (фотографии Г.Р. Зива). Мастера студийных портретов конца XIX – начала ХХ вв. виртуозно владели техническими приемами (мягкое освещение в сочетании с фоном, нейтральным или с декорациями) для создания художественного образа и вместе с тем передачи индивидуальности портретируемого. Отличное качество и четкая детализация снимков объясняется во многом тем, что размер отпечатка всегда соответствовал размеру негатива.
Авторы
Карина Юрьевна Соловьева, зав. Отделом фотографии
Дата публикации