Альбомы
Валёк и рубéль в североевропейской традиции
Валёк и рубéль в североевропейской традиции
Заголовок
Валёк и рубéль в североевропейской традиции
Аннотация
Валёк и рубéль в североевропейской традиции Представленные в альбоме экспонаты знакомят посетителей с североевропейской традицией изготовления утвари для стирки и глаженья белья ХVIII – первой половины ХIХ в. Это предметы из Норвегии, Дании, Финляндии, а также с приграничных территорий современной России, где прослеживалось сильное влияние Скандинавии. Валёк (колотушка) – это небольшая деревянная лопатка, при помощи которой отбивали влажные холсты при белении, а также выбивали грязь из белья во время стирки. Рубéль – длинная массивная деревянная доска с рукоятью, при помощи которой «раскатывали», размягчали и разглаживали влажные холсты, полотенца, скатерти, белье. Рубель использовали в паре со специальной круглой в сечении скалкой. На нее плотно наматывали белье, а затем при помощи рубеля с усилием прокатывали вперед и назад. Свое русское название рубель получил из-за вырубленных на рабочей поверхности поперечных желобков, которые усиливают процесс разглаживания. В европейской традиции этот инструмент называется «доской для катания белья»: mangling board (английский), mangelbrett (немецкий), manglebraet (датский), нн (шведский), mangletre (норвежский), mangelplank (голландский), kaulauslauta (финский). Рабочая поверхность таких «катков» гладкая, а разглаживание происходит за счет большого веса и массивности предмета. Техника «катания» белья при помощи тяжелой доски и скалки получила распространение в Европе в ХVI в. Самые ранние из известных ныне «гладильных досок» родом из Голландии, Дании и Северной Германии. Наиболее архаичные геометрические узоры выполнены в технике контурной, трехгранно-выемчатой и ногтевидной резьбы. С распространением стиля барокко и вхождением его в крестьянскую среду, утварь начинают украшать высокорельефной резьбой и росписью. Характерной особенностью шведских и норвежских досок для катания белья являются скульптурные рукояти в виде коней. Эти утилитарные по своей природе предметы были тесно связаны с празднично-обрядовой культурой, главным образом со свадебной обрядностью. Они входили в состав приданного, и их преподносили невестам женихи. На многих из представленных предметов вырезаны дата изготовления, имена и инициалы владелиц. Изображения же животных служили оберегами, способствовавшими здоровью человека и успеху в различных делах. Уникальным экспонатом является рубель, поступивший в собрание музея из «исторических комнат» Аничкова дворца. Предположительно, владелицей этого этнографического предмета была императрица Мария Федоровна, урожденная принцесса Датская. На рубеле изображен мифологический сюжет с участием гигантского змея и когтистого хищника (медведя или волка). Морской змей Ёрмунганд и волк Фенрир – это древние хтонические персонажи скандинавской мифологии. Их изображения использовались викингами и сохранились в народной культуре последующих эпох.
Авторы
О.В. Калинина, научный сотрудник отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики
Дата публикации