Альбомы
Атрибуты свадебной обрядности народов Евразии
Атрибуты свадебной обрядности народов Евразии
Заголовок
Атрибуты свадебной обрядности народов Евразии
Аннотация
Альбом знакомит c уникальной коллекцией, представляющей памятники XIX–XX вв. из собрания Российского этнографического музея. Свадьба у всех народов России была одним из главных событий жизни, особую роль в ней играл свадебный обряд и сопровождавшие его артефакты. В костюмах жениха и невесты, их родителей и свадебных чинов присутствовала особая атрибутика. Обязательными были подарки, которые невеста готовила жениху, его родителям и родственникам, получая в ответ дары от семьи жениха. Большое внимание всегда уделялось приданому, состав которого свидетельствовал о состоятельности невесты и её готовности к семейной жизни. Свадебная атрибутика в костюмах Общеизвестно, что наряду со специально выполненными свадебными комплексами костюмов у многих народов России существовала традиция использования праздничной одежды, только сшитой из более дорогих тканей и дополненной максимальным набором аксессуаров. Повсеместно одним из главных атрибутов невесты, маркирующих её состояние, был головной убор, который символизировал наивысший расцвет девичьей красоты, пик зрелости, готовности к браку и рождению детей. Традиционно предметами, которые также могли специально готовиться к свадебному комплексу у разных народов России, были тканые именные пояса, передники, рубахи, штаны, халаты, нагрудники, а также обувь, носки, рукавицы и др. Особое значение придавалось украшениям, свидетельствовавшим не только о богатстве владелицы, но и выполнявших функции оберегов (орнаментированные металлические предметы, монеты, раковины каури и многое другое). Интересно, что эти старинные вещи не только несли семантическую нагрузку – благопожелания здоровья, плодородия, богатства и пр., – но и могли способствовать созданию так называемого «ритуального шума», производимого металлическими деталями костюма при движении. К значительно более позднему времени относится традиция ношения обручальных колец в виде гладких серебряных или позолоченных украшений рук, которые к концу XIX в. в Европейской части России распространились в крестьянской среде в качестве обручальных. Свадебные подарки Традиция одаривания на свадьбе существовала у многих народов России. Считалось, что одежда, сшитая своими руками, могла служить оберегом любимому человеку. Вот почему среди даров жениху так много рукотворных предметов, изготовленных самой невестой (рубахи, кисеты, платки, носки, рукавицы и др.). Иногда подарки невесты использовали в ритуальном дарообмене между родственниками. Среди даров часто встречались пояса, но одним из самых востребованных предметов были разнообразные полотенца, которыми во время свадебного обряда одаривали поезжан, повязывали сватов и дружек; в некоторых районах молодые обменивались полотенцами, как обручальными кольцами. Известны случаи обязательного использования полотенца, вышитого невестой, при обрядовом бритье жениха. Приданое Когда в семье рождалась девочка, ей с малых лет начинали собирать приданое, для которого были специально приготовлены сундуки, бочки или ковровые сумки, куда складывали предметы убранства интерьера, постельные принадлежности, посуду и многое другое. Невеста должна была подготовить свое свадебное одеяние, украсить вышивкой скатерти, полотенца, занавеси, покрывала и платки. Свадебные постельные принадлежности также должны были быть выполнены собственноручно невестой с учетом этнических особенностей. Артефакты, сопровождавшие свадебные обряды Свадебный обряд традиционно сопровождали предметы, специально приготовленные к этому событию и игравшие в нём важную роль. У одних народов это был мешок, из которого невеста доставала подарки для родственников жениха, большие кисеты для табака, у других – вышитые полотенца, лицевые занавески и платки. Среди атрибутов, использовавшихся при передвижении свадебного поезда, были ковры и покрывала на повозку, сани или машину, расписная дуга и ожерелок для лошади, а также свадебные жезлы и нагайки для сватов. Альбом «Атрибуты свадебной обрядности народов Евразии» представляет воспроизведения более 100 экспонатов из собрания Российкого этнографического музея, многие из которых публикуются впервые.
Авторы
Авторы: Л.Г. Ганина, научный сотрудник отдела этнографии народов Белоруссии, Украины, Молдавии Н.М. Калашникова (куратор), зав. отделом этнографии народов Белоруссии, Украины, Молдавии И.А. Карапетова, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Н.Ю. Кашпар, научный сотрудник отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья Л.В. Королькова, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики Е.Л. Кубель, научный сотрудник этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана Е.Л. Мадлевская, ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа А.А. Михайлова, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Белоруссии, Украины, Молдавии О.В. Мишуринская, научный сотрудник отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья Л.Ф. Попова, зав. отделом этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана Л.А. Сластникова, научный сотрудник этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана М.В. Фёдорова, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока В.Г. Холодная, научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения
Дата публикации