Вернуться
27 из 57
Просмотрено 27 из 57
Короткие туники южнорусского женского костюма
Короткие туники южнорусского женского костюма
Заголовок
Короткие туники южнорусского женского костюма
Аннотация
В альбоме представлена женская нагрудная одежда южнорусского крестьянского костюма, известного в этнографии как комплекс с поневой. Она представляла собой довольно короткую одежду, прикрывавшую верхнюю часть тела до пояса или доходившую до середины бедра, иногда чуть ниже (редко до колен). Носили её поверх рубахи и поневы, а иногда и передника и, как правило, не подпоясывали. Практически все представленные образцы объединяет туникообразная конструкция, которая считается одной из наиболее архаичных и простых. Материалом для их изготовления послужила домотканина, изготовлявшаяся на самодельных ткацких станках. Женские туникообразные нагрудники внешне схожи с другой туникообразной одеждой традиционного русского костюма – мужской рубахой и некоторыми разновидностями передников (запонов), сарафанов и верхней одежды, составляющих женский костюм. Причем, если нет дополнительной информации, то определить, к кому виду одежды – нагрудной или верхней – относится предмет, бывает весьма сложно; как правило, нагрудники короче верхней одежды, хотя разница в длине иногда незначительна. Тем не менее именно к нагрудной одежде южнорусских крестьянок наиболее применимо такое прозаичное, но отражающие суть кроя описание туникообразных предметов народного костюма, как «четырехугольный мешок с отверстиями для головы и рук». Главный принцип туникообразной одежды заключается в том, что сшита она из полотнища ткани, который перегибают пополам по утку, на сгибе прорезают отверстие для головы, а боковые стороны сшивают, оставляя отверстия для рук. Этот несложный крой в этнографических материалах именуют также «перекидным». В отличие от простейших вариантов туники в южнорусских перекидных нагрудниках боковые стороны переднего и заднего полотнищ (ширина их не превышает 42 см) соединяются, как правило, с помощью одного или нескольких отрезов ткани –«бочков» – цельных или выкроенных, прямых или скошенных – и клиньев. Другой вариант туники – без бочков и клиньев – встречается редко. В этом случае основное полотнище сшивают из двух одинаковых полотен ткани. И поскольку ширина переда и спинки увеличивается вдвое, то необходимость в дополнительных деталях отпадает. В некоторых образцах туникообразный крой имитируется: плечевые швы прикрывают нашивками из ткани другого цвета. Исследователи выделяют несколько разновидностей туникообразных нагрудников: – глухие (с цельным передним полотнищем) и распашные, или «располочные» (со сквозным разрезом спереди по центру); – без рукавов (с выкроенными проймами или отверстиями для рук) и с рукавами: короткими (в виде тесьмы), 2/4, 3/4, длинными (до кистей или даже слегка закрывающими часть кисти); – прямые (по боковым линиям силуэта) и расклешенные (за счет бочков – «круглые», за счет клиньев – «клинники»). Южнорусские нагрудники перекидного кроя изготовлены из материала домашнего производства: холста – конопляного, льняного, «бумажного», «полубумажного», сукна, шерстяной и полушерстяной тканей. Полотно для нагрудников ткали в простой и узорной техниках. Наиболее сложный вариант домашнего ткачества, свидетельствующий о высоком уровне мастерства деревенских ткачих, – это включение орнаментальных полос в полотняное переплетение основы, но так ткать умели немногие. Для декорирования изделия чаще использовали покупную материю, тесьму и кружево. К излюбленным приемам украшения туникообразных нагрудников относится аппликация лоскутами из домашней и покупной тканей в форме квадратов, прямоугольников, треугольников, полос с прямым и зубчатым краем. Нашивки обычно были красными; особенно яркой делалась нагрудная аппликация, которую дополняли вышивками шелковыми, шерстяными, бумажными нитями, бисером, пайетками, шелковыми лентами и тесьмой, позументом, кружевом. Названия нагрудной одежды многочисленны. Приведём лишь некоторые из них – «балахон», «голопузик», «катанка», «кружавник», «коротай», «коротайка», «костолан», «кружавник», «навершник», «нагрудник», «нагрудень», «насов» (насоў), «насовка», «сарахван», «короткий сарахван, «серяк», «торган», «чехлик», «чупрун», «шушпан», «юпа» (юпка, юпочка) и так далее. Любопытно, что каждое из приведенных выше названий могло использоваться для обозначения разных видовых вариаций нагрудной одежды, а также обозначать другие туникообразные виды. Так, сарафан называли «насовом», «навершником» – передник, «шушпаном» именовали также верхнюю одежду, хотя она не являлась непременной принадлежностью костюма и надевалась исключительно для выхода на улицу. Предлагаемые для рассмотрения туникообразные нагрудники южнорусских крестьянок демонстрируют значительное разнообразие этого вида женской одежды. Их отличительные признаки настолько явны и ярки, что по ним довольно точно можно определить место происхождения предмета, его принадлежность к той или иной этнолокальной традиции. А в каждой местности материал изделий, крой, декор, а также их определенные сочетания соотносились с возрастом хозяйки, ее социальным статусом, обрядово-бытовой ситуацией, в которой она находилась в данный момент, а также с материальным достатком ее семьи. На примере «коротаев» и «коротаек» из Данковского у. Рязанской губ. можно пронаблюдать, что при относительном конструктивном и цветовом единообразии обнаруживаются различия в орнаментальном поле, материале основы, деталях кроя, приемах оформления пройм, боковин, горловины с разрезом, подола; но, к сожалению, история бытования большинства этих предметов отсутствует. Небольшой обзор коллекции коротких туник южнорусского костюма завершают два образца, не относящихся к туникообразной одежде. Это «сарафанка» и «сарафанчик» – самые короткие нагрудники костюмного комплекса с поневой, имеющие узколокальное распространение. По ряду признаков они близки туникообразным нагрудникам: изготовлены из черной шерстяной домотканины, у них глухой покрой, украшением являются аппликации из кумача, вышивка бисером, пайетками и цветной шерстяной нитью. Однако это выкройная одежда, и крепится она на плечах с помощью пришитых лямок из тесьмы, что роднит её с душегреей. В заключении отметим, что далеко не во всех местностях южнорусских губерний, где бытовал комплекс с поневой, нагрудная одежда непременно входила в его состав. Крестьянкам некоторых уездов Воронежской, Калужской, Орловской губерний эта одежда была неизвестна. В других местностях костюм с поневой дополняли не туники, а нагрудники другого типа – кофты, безрукавки, душегрейки. Однодворцы, проживавшие по соседству, также не знали такого вида одежды как туникообразный нагрудник.
Авторы
Зимина Т.А., научный сотрудник высшей категории отдела этнографии русского народа
Дата публикации
Ковры и ковровые изделия народов Узбекистана
Красота земная: образ женщины в народной культуре