Вернуться
Старообрядческие кладбища Карелии. Рисунки А.Л. Колобаева 1926 г.
Старообрядческие кладбища Карелии. Рисунки А.Л. Колобаева 1926 г.
Заголовок
Старообрядческие кладбища Карелии. Рисунки А.Л. Колобаева 1926 г.
Серия
Этнографический рисунок  
Народ
русские; карелы
Аннотация
В альбоме представлены 16 рисунков А.Л. Колобаева, запечатлевшие некрокультовые памятники Карелии на старообрядческих кладбищах Кандалакши, Кеми, Кестеньги. Исследования проводились в 1923 г. в составе Олонецкой экспедиции под руководством известного антрополога и этнолога Д.А. Золотарева (1885-1935), выдвинувшего в 1920-годы идею организации широкомасштабных экспедиционных этнологических исследований финно-угорского и русского населения Северо-Запада России – русских, карел, вепсов, саамов, ингерманландских финнов, води и ижоры. Для работы в экспедициях Д.А. Золотарев привлекал не только профессиональных этнографов, но и представителей других гуманитарных дисциплин (антропологов, лингвистов, фотографов, художников), способных внести свой вклад в этнографические исследования. Одним из таких приглашенных специалистов был архитектор, художник А.Л. Колобаев (1893-1960). За время работы в экспедициях Колобаев собрал большое количество материалов по народному зодчеству русских и карел (обмеры жилищ и хозяйственных построек, чертежи и рисунки конструктивных деталей и декора), зарисовки народной одежды и предметов быта русских, карел, саамов. В 1927 г. эти материалы были распределены между Петрозаводским краеведческим музеем, Этнографическим отделом Русского музея, Этнографическим разрядом Академии истории материальной культуры. Коллекция рисунков, выполненных Колобаевым в Олонецкой экспедиции в 1923 г., в том же году была передана в ЭО РМ, но зарегистрирована только в наши дни, в 2018 г., под номером 13405. Она содержит 84 рисунка, запечатлевших различные стороны традционной культуры русских и карел, проживавших на территории Кемского у. Карелии. Экспедиционный маршрут включал обследование в сс. Кандалакша, Подужемье, Кестеньга, Спас-Варака и г. Кемь. Основная масса рисунков выполнена карандашом и представляет собой зарисовки жилых и хозяйственных построек, культовых сооружений; на девяти из них в технике акварели изображены народные костюмы. Свои рисунки художник датировал и ставил подпись «А. Колобаев» или инициалы «А.К». Особую группу в этой коллекции составляют 16 рисунков старообрядческих некрокультовых памятников: голбцы (столбцы), кресты, домовины. Исследователи посетили старообрядческие кладбища в г. Кеми (русские), с. Кестеньга (карелы), с. Кандалакша (русские). Значительная часть зарисовок старообрядческих некрокультовых сооружений была сделана А.Л. Колобаевым во время посещения кладбища в г. Кемь (9 рисунков). Восемь из них – плоского сечения, один (13405 – 1) – круглого. Можно выделить несколько видов столбцов: грибовидной формы (13405 – 6); прямоугольный в основании, сужающийся в середине и расширяющийся кверху в форме песочных часов (13405 – 8); четыре столбца в нижней части памятника имеют прямоугольную форму, украшены резными городками, в средней своей части форма столбцов – овальная, с двумя завитками под киотом (13405 – 3, 4, 5, 7); столбец круглого сечения, который имеет перехваты в середине, образующие цилиндрические, шаровидные и биконические уступы, края которых покрыты резным геометрическим орнаментом. Все представленные на рисунках столбцы украшены резным орнаментом, увенчаны двускатной кровлей, стилизованной под крышу дома, по верхнему шву закрытой коньком, с резными причелинами. На фронтоне столбцов помещены четырехконечные резные кресты с изображением восьмиконечного Голгофского креста: на семи столбцах (13405 – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9) кресты помещены в специальный киот, который расположены под кровлей. Столбцы украшены растительным орнаментом (Колл. 13405 – 7, 9) и солярными знаками (Колл. 13405 – 9). На рисунках Колобаева представлены также различные типы намогильных сооружений на кладбищах сёл Кестеньга и Кандалакша: столбцы с двухскатной кровлей, с резным орнаментом и причелинами (13405 – 11, Кестеньга), (13405 – 15, 16, Кандалакша) и восьмиконечный крест с двускатной кровлей с причелинами (Колл. 13405 – 15, Кандалакша). На двух столбцах Кестеньгского кладбища помещены медные иконки (13405 – 10, 11), еще на одном – киотный медный крест «Распятие». На двух рисунках представлены домовины Кестеньгского кладбища: на одном из них (13405 – 14) изображена полуразвалившаяся домовина; на другом (Колл. 13405 – 13) – домовина из толстых плах в два венца (рубка в косую лапу, т.н. «ласточкин хвост»), с двускатной крышей с коньком и с окошком для души умершего на западной стенке домовины. В домовину вставлен столбец с вырезанным на фронтоне шестиконечным крестом. Столбец расположен ассиметрично продольной оси домовины. По мнению известного исследователя народной архитектуры В.П. Орфинского, такое расположение столбцов и крестов на карельских кладбищах связано с конструктивными особенностями домовин – с двухскатной слеговой крышей. Специалисты, изучавшие некрокультовые сооружения Русского Севера (голбцы и домовины), отмечают сходство конструктивных деталей намогильных сооружений и крестьянского жилища (кровли с коньком, резные причелины и т.д.). Намогильные сооружения подобного типа (столбцы с двухскатной кровлей) были широко распространены на Русском Севере (Беломорское Поморье, Карелия и Архангельская область), а также встречались в других регионах, в местах компактного проживания старообрядцев – Нижегородской, Свердловской, Костромской, Калужской, Вологодской, Рязанской областях, в земле Войска Донского, в Москве на Рогожском кладбище. Как считают исследователи, распространение на карельских кладбищах столбцов с двускатной кровлей связано с влиянием русских старообрядцев. Широко они были распространены и среди коми-зырян, в местах компактного проживания старообрядцев: на Удоре (в бассейне реки Верхней Вашки), на Средней и Верхней Печоре. Рисунки А.Л. Колобаева являются документально точными, они безупречны с этнографической точки зрения и являются прекрасным историческим источником, проливающим свет на генезис старообрядческих некрокультовых сооружений. По мнению большинства исследователей, их происхождение связано с дохристианскими верованиями, когда трупы умерших не зарывали в землю, а сжигали на ритуальных кострах. Урну с прахом оставляли в помещенном в курганную насыпь или в могильную яму срубе, который рассматривали как пространство для «проживания» покойника. В дальнейшем эта форма трансформировалась в сооружение, состоящее из домовины и могильного холмика. Впоследствии от домовин произошли намогильные столбики – столбцы (голбцы), превратившиеся под давлением православного духовенства в кресты под крышей. Православная церковь относилась отрицательно к этому виду некрокультовых сооружений, видя в них пережитки язычества. Вероятно, именно этим объясняется наибольшее распространение голбцов в отдаленных районах России, в поморской и старообрядческой среде.
Авторы
Н.И. Ивановская, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики, кандидат исторических; А.А. Чувьюров, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья, кандидат исторических; О.П. Игнатьева, научный сотрудник отдела специализированного хранения.
Дата публикации