Характер убранства юрты, при всем его многообразии, имеет устойчивый набор элементов, сложившийся за долгий исторический период. Довольно значительную часть каракалпакского собрания составляют предметы тканого убранства юрты, в частности, разнообразные полосы как для крепления, так и для декоративного оформления переносного жилища. Известно, что их значение было гораздо шире простой утилитарности: «Немало было обрядов и древних представлений, связанных с изготовлением ткацкого убранства юрты. Прежде, чем приступить к изготовлению ковровой тесьмы («ак баскур», «кур» и т.д.), состоятельные люди резали скот, жарили «бауырсаки» (обрядовое печенье – Е.К.), устраивали коллективную трапезу, после чего молили покровительницу Биби Фатиму о разрешении девушкам начать работу»(1).
В собрании РЭМ представлены все основные виды каракалпакских полос для юрты. Хронологические рамки памятников достаточно широки, ˗ они охватывают период от середины XIX в. до 80-х годов XX века.
Снаружи остов юрты опоясывался двумя широкими полосами, обращенными лицевой стороной внутрь, дополняющими декоративное убранство интерьера: «кызыл баскур» (каракалп. - «главный красный пояс»; РЭМ, колл. 8762-22819) и «ак баскур» (каракалп. – «большой белый пояс»; РЭМ, колл. 5111-133). Стенки юрты «кереге» стягивались также полосой «ишкибельдеу»/«бельдеу» (каракалп. – «внутренний пояс»), – важным конструктивным элементом, играющим существенную роль в обеспечении прочности и устойчивости жилища (РЭМ, колл.7544-14; 7128-62). Купол юрты украшали три пары «ак кур» (каракалп. - «белый пояс»), которые пересекались над входом (РЭМ, колл.5111-128).
Особенно тщательно оформлялась дверь юрты. Пары полос, декорированные по нижнему краю бахромой и разноцветными «узлами счастья» снаружи и внутри обрамляли ее в виде гирлянды. (РЭМ, колл. 5111-129/1,2; 7128-56/1,2). Такие полосы внутри юрты крепились к наддверному коврику «есиккас» (РЭМ, колл. 8762-22812). Купол юрты укрепляли узорные полосы «имбау», одним концом также соединявшиеся с ковриком «есиккас» (РЭМ, колл. 7128-56/1,2).
Особенностью каракалпакской традиции является оформление самого важного места в юрте – почетного места «тор», которое маркировалось ткаными полосами «кызыл кур» (каракалп. – «красный пояс» РЭМ, колл.5111-124/1,2) и «туркмен кур» (каракалп. – «туркменский пояс» РЭМ, колл.5111-125). Три или пять пар таких полос пришивались к краям купольных войлоков, продергивались между жердями «уыками», и, переплетаясь, образовывали ажурную сетку над «тором».
Материалы коллекций демонстрируют все разнообразие техник ткачества, которыми владели каракалпакские мастерицы:
техника паласного/гладкого ткачества:
˗ полотняное плетение с репсовым эффектом (по основе);
˗ оснóвные настилы, в которых узор создается нитями основы, полностью закрывающими нити утка («терме», «гаджары»);
˗ использование дополнительной узорообразующей нити/узорообразующего утка («беш - кашта»);
комбинированная техника: соединение паласного/гладкого ткачества и ворсового ткачества по верхнему ряду основы.
Каракалпакские названия орнаментов в аннотациях даны по литературным источникам (2).
(1) Есбергенов Х. Обряды и верования каракалпаков, относящиеся к юрте // Кочевое жилище народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 2000 ˗ примечание 31.
(2) Алламуратов А. Каракалпакская народная вышивка. Нукус: Каракалпакстан, 1977. 78 С.; Жданко Т.А.: 1) Изучение народного орнаментального искусства каракалпаков // Советская этнография. 1955. №4. С. 56˗69; 2) Народное орнаментальное искусство каракалпаков // Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. М.: Издательство АН СССР, 1958. Т.III. С.373˗410.
Читать далее