Альбомы
Каракалпаки. Полосы для юрты
Каракалпаки. Полосы для юрты
Заголовок
Каракалпаки. Полосы для юрты
Серия
Каракалпаки 
Ковры и ковровые изделия 
Народ
каракалпаки
Аннотация
Характер убранства юрты, при всем его многообразии, имеет устойчивый набор элементов, сложившийся за долгий исторический период. Довольно значительную часть каракалпакского собрания составляют предметы тканого убранства юрты, в частности, разнообразные полосы как для крепления, так и для декоративного оформления переносного жилища. Известно, что их значение было гораздо шире простой утилитарности: «Немало было обрядов и древних представлений, связанных с изготовлением ткацкого убранства юрты. Прежде, чем приступить к изготовлению ковровой тесьмы («ак баскур», «кур» и т.д.), состоятельные люди резали скот, жарили «бауырсаки» (обрядовое печенье – Е.К.), устраивали коллективную трапезу, после чего молили покровительницу Биби Фатиму о разрешении девушкам начать работу»(1). В собрании РЭМ представлены все основные виды каракалпакских полос для юрты. Хронологические рамки памятников достаточно широки, ˗ они охватывают период от середины XIX в. до 80-х годов XX века. Снаружи остов юрты опоясывался двумя широкими полосами, обращенными лицевой стороной внутрь, дополняющими декоративное убранство интерьера: «кызыл баскур» (каракалп. - «главный красный пояс»; РЭМ, колл. 8762-22819) и «ак баскур» (каракалп. – «большой белый пояс»; РЭМ, колл. 5111-133). Стенки юрты «кереге» стягивались также полосой «ишкибельдеу»/«бельдеу» (каракалп. – «внутренний пояс»), – важным конструктивным элементом, играющим существенную роль в обеспечении прочности и устойчивости жилища (РЭМ, колл.7544-14; 7128-62). Купол юрты украшали три пары «ак кур» (каракалп. - «белый пояс»), которые пересекались над входом (РЭМ, колл.5111-128). Особенно тщательно оформлялась дверь юрты. Пары полос, декорированные по нижнему краю бахромой и разноцветными «узлами счастья» снаружи и внутри обрамляли ее в виде гирлянды. (РЭМ, колл. 5111-129/1,2; 7128-56/1,2). Такие полосы внутри юрты крепились к наддверному коврику «есиккас» (РЭМ, колл. 8762-22812). Купол юрты укрепляли узорные полосы «имбау», одним концом также соединявшиеся с ковриком «есиккас» (РЭМ, колл. 7128-56/1,2). Особенностью каракалпакской традиции является оформление самого важного места в юрте – почетного места «тор», которое маркировалось ткаными полосами «кызыл кур» (каракалп. – «красный пояс» РЭМ, колл.5111-124/1,2) и «туркмен кур» (каракалп. – «туркменский пояс» РЭМ, колл.5111-125). Три или пять пар таких полос пришивались к краям купольных войлоков, продергивались между жердями «уыками», и, переплетаясь, образовывали ажурную сетку над «тором». Материалы коллекций демонстрируют все разнообразие техник ткачества, которыми владели каракалпакские мастерицы: техника паласного/гладкого ткачества: ˗ полотняное плетение с репсовым эффектом (по основе); ˗ оснóвные настилы, в которых узор создается нитями основы, полностью закрывающими нити утка («терме», «гаджары»); ˗ использование дополнительной узорообразующей нити/узорообразующего утка («беш - кашта»); комбинированная техника: соединение паласного/гладкого ткачества и ворсового ткачества по верхнему ряду основы. Каракалпакские названия орнаментов в аннотациях даны по литературным источникам (2). (1) Есбергенов Х. Обряды и верования каракалпаков, относящиеся к юрте // Кочевое жилище народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 2000 ˗ примечание 31. (2) Алламуратов А. Каракалпакская народная вышивка. Нукус: Каракалпакстан, 1977. 78 С.; Жданко Т.А.: 1) Изучение народного орнаментального искусства каракалпаков // Советская этнография. 1955. №4. С. 56˗69; 2) Народное орнаментальное искусство каракалпаков // Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. М.: Издательство АН СССР, 1958. Т.III. С.373˗410.
Авторы
Е.Л. Кубель, научный сотрудник отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана
Дата публикации