Альбомы
Ремесло. Текстиль. Каракалпаки
Ремесло. Текстиль. Каракалпаки
Заголовок
Ремесло. Текстиль. Каракалпаки
Аннотация
Коллекции, характеризующие быт и культуру каракалпаков, начали поступать в музей в конце 1920-х годов. Это было связано с началом планомерного и всестороннего этнографического изучения Каракалпакии. В сферу собирательского интереса А.Л. Мелкова, работавшего по заданию Этнографического отдела Русского музея (ныне РЭМ) в 1929 году над сбором большой многотемной, прекрасно аннотированной коллекции, вошло как важная составляющая народной культуры каракалпаков - женское ткачество. Несомненную ценность в ней представляет инструментарий: разные виды веретен, ткацкий станок. Сформированная собирателем небольшая коллекция тканей особенно ценна тщательным выбором образцов, фиксацией терминологии, места приобретения и особенностей использования разных видов тканей в одежде. Время изготовления образцов совпадает со временем сбора. В 1933 году ряд экспонатов был передан музею Постоянным представительством Каракалпакской АССР после закрытия выставки на проходившей в Ленинграде конференции по изучению производительных сил этой республики. В коллекцию входят ткацкие станки, образцы тканей. В те же годы развернулась интенсивная собирательская работа Музея народов СССР в г. Москве (коллекции которого после расформирования в 1948 году были переданы ГМЭ народов ССР - ныне РЭМ). В 1928 году орудия прядения и ткачества были собраны этнографом А.Х. Девлетом на юге республики (г. Турткуль), и на востоке (Чимбайский р-н). Ткацким кустарным производством каракалпаки занимались издавна. Обрабатывать хлопок и ткать хлопчатобумажные ткани умели все женщины, даже из районов, где эту культуру не выращивали. Для сучения шерстяной пряжи пользовались веретеном, имевшем широкое распространение у казахов, киргизов, полукочевых в прошлом узбеков (РЭМ, колл. 5111-7). По сведениям А.Л. Мелкова, для наматывания готовой хлопчатобумажной и шелковой пряжи мастерицы могли также использовать другой тип веретен (РЭМ, колл. 5111-8-10). Женщины пряли хлопковое волокно при помощи ручной прялки «шарык» (РЭМ, колл. 5111-11). Собиратель также приобрел для музея ткацкий стан «казак» (РЭМ, колл.5111-14) вместе с фрагментом сотканной белой хлопчатобумажной ткани «боз». Этот тип станка был заимствован каракалпаками в конце XIX века у узбеков Хорезма для производства хлопчатобумажных тканей, когда спрос на них заметно увеличился, что способствовало появлению у каракалпаков ткачей-мужчин. В 1920-е годы станки «казак» широко использовались артелями ткачей. В целом, музейное собрание по этой теме расширяет наше представление о традиционных текстильных практиках каракалпаков первых двух десятилетий XX века.
Авторы
Е.Л. Кубель, научный сотрудник отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана
Дата публикации