Альбомы
Ковровые изделия Азербайджана в собрании Российского этнографического музея
Ковровые изделия Азербайджана в собрании Российского этнографического музея
Заголовок
Ковровые изделия Азербайджана в собрании Российского этнографического музея
Аннотация
Ковровое производство относится к древним видам художественного ткачества изделий из шерсти, преимущественно, овечьей. В процессе развития коврового дела на территории Азербайджана были соединены навыки этого промысла как оседлого населения Южного Кавказа, так и кочевого населения тюркского мира, традиции городских мануфактур и домашнего производства. Промыслу благоприятствовали местные природно-хозяйственные условия: наличие источников чистой и минерализованной воды, подходящие климатические условия и ландшафт для овцеводства, ориентированного на получение качественной шерсти, а также для выращивания хлопка и марены. Обилие дикорастущих растений, позволяло использовать их в качестве разнообразных и стойких красителей. Развитию местного ковроделия способствовало то обстоятельство, что горцам, и жителям полупустынь и степей ковры были нужны как важный элемент домостроительства, ставший общим фоном культурогенеза. Эта потребность отразилась в азербайджанской пословице: «Мой дом там, где расстелен мой ковер». Особенностью ковра является его узорность, зависящая от технологии производства и ворсового (узелкового) и безворсового (гладкотканого) ковров, и преобразующаяся в законченную композицию. Ковер становится картиной, состоящей из множества символов. Коллекция ковров из Азербайджана в настоящее время насчитывает 170 памятников. Начало собранию было положено в первое десятилетие XX века учеными – сотрудниками Этнографического отдела Русского музея, которые начали свою работу на Кавказе, выполняя задачу представления многообразного населения Российской империи, собирая лучшие образцы национальной культуры ее народов. Большинство ковров, представленных в альбоме, были изготовлены во второй половине XIX – первых десятилетиях XX века. Наиболее старым и единственным в данном роде образцом является ворсовый ковер бакинской группы, изготовленный в конце XVIII в. (РЭМ 6883-1). Основной материал ковров – овечья шерсть. Для ее окраски мастера использовали как натуральные, так и искусственные красители. Все ковры и ковровые изделия отличаются высокими технологическими характеристиками. Цветовая гамма ворсовых ковров разнообразна и насчитывает от 5 до 13 цветов. Ворсовый узел симметричный. В коллекции представлены памятники как с низкой стрижкой ворса (3-5 мм), так и с высокой (8-12 мм). Плотность вязки также различна: от 750 до 2226 узлов на кв. дм. Встречаетсяособый декоративный прием - выделение частей орнаментальной композиции с помощью разной высоты ворса для создания рельефного рисунка (РЭМ 377-8, РЭМ 7244-12). В безворсовых/гладких коврах для основы и утка использовалась также хлопковая неокрашенная нить цвета слоновой кости, для – узорообразующего утка – цветная. Цветовая гамма весьма разнообразна, количество используемых цветов в разных изделиях колеблется от 4 до 12. Плотность вязки также различна:количество нитей в основе на 10 см: от 46 до 94 нитей, по утку: от 73 до 110 нитей. При изготовлении безворсовых ковров использованы разнообразные технологические приемы: варианты полотняного плетения – простого, с репсовым эффектом, «с просветами». Добавление узорообразующего утка (в технике настилов, а также во всех видах сложной петлевой (сумашной) техники), существенно расширяло спектр возможностей мастериц для реализации художественного замысла. В альбоме представлены орнаментальные типы ворсовых ковров Казахского, Гянджинского, Кубинского, Ширванского, Бакинского, Карабахского центров ковроделия, а также безворсовые ковры и ковровые изделия Казахского, Гянджинского, Кубинского, Ширванского, Бакинского, Карабахского, Нахичеванского центров ковроделия.
Авторы
Дмитриев В.А., главный научный сотрудник музея Кубель Е.Л., научный сотрудник музея 1 категории Машукова И.А., научный сотрудник музея 1 категории
Дата публикации