Вернуться
15 из 37
Просмотрено 15 из 37
Изготовь мне, братец, прялку: наследие литовских и латышских мастеров
Изготовь мне, братец, прялку: наследие литовских и латышских мастеров
Заголовок
Изготовь мне, братец, прялку: наследие литовских и латышских мастеров
Аннотация
В альбоме представлены традиционные литовские и латышские орудия прядения: лопасти (верхние съемные части) самопрялок и спицы (иглы) для прикрепления к ним шерстяной или льняной кудели. Все эти предметы имеют не только функциональное значение, но и представляют собой подлинные произведения крестьянского искусства ХIХ века. Умение изготовлять нити из растительного или животного волокна восходит к каменному веку. Простейшее скручивание нити между ладонями или на бедре уступило место прядению при помощи веретена и ручной прялки. Самопрялка с колесом и педалью получила распространение у балтийских народов под влиянием Западной Европы в ХVIII веке. Мастера Прибалтики издавна славились искусной резьбой по дереву. Прялка, этот знаковый предмет традиционной культуры, многократно воспетый у всех народов, как нельзя лучше подходил для применения этого мастерства. Заботливо изготовленная вручную и подаренная прялка означала признание в любви – невесте, дочери, сестре. С появлением самопрялок крестьяне стали дарить своим любимым съемные верхние дощечки (лопасти) для прикрепления к ним кудели. Их украшали резьбой (пропильной, контурной, плосковыемчатой), расписывали красками и покрывали лаком. В стремлении украсить свои изделия крестьянские мастера использовали не только масляные краски, но также тушь и цветные карандаши. В орнаменте использовались архаичные и христианские мотивы. Это традиционные солярные символы: круг, розетка; растительные элементы, в том числе характерные для литовцев лилии (христианский символ чистоты), зооморфные мотивы: парные головки коней, S-образные змеи, а также крест, сердце. В декоре латышских лопастей преобладает геометрический орнамент. Довольно часто мастера вырезали на лопасти прялки дату ее изготовления и имя владелицы. Прорезные орнаменты и небольшие круглые дырочки на лопастях самопрялок имели также функциональное значение – сквозь них протыкались спицы (иглы), закрепляющие кудель. Особым изяществом отличаются литовские деревянные спицы (иглы) для прикрепления кудели к лопасти. Они дополнены декоративными цепями, вырезанными из цельного куска дерева. Искусство изготовления резных элементов прялки сохранилось в Прибалтике по сей день. Лопасти самопрялок превратились в декоративный элемент убранства дома и интерьера общественных зданий, памятный подарок, сувенир. Со второй половины XX века они воспринимаются как символ национальной культуры.
Авторы
Калинина Ольга Владимировна, научный сотрудник отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики
Дата публикации
Из коллекций музея по традиционной культуре бурят и монголов (к выставке «Ульгер»: авторские куклы семьи Намдаковых)
К победе. Военный фоторепортаж 1941–1945 годов