Альбомы
Рисунки и гравюры С.Б. Юдовина
Рисунки и гравюры С.Б. Юдовина
Заголовок
Рисунки и гравюры С.Б. Юдовина
Аннотация
Графические и акварельные работы С.Б. Юдовина в собрании Российского этнографического музея – на первый взгляд, не вполне профильный материал. Однако, зная истоки создания представленных произведений, их наличие в этнографическом музее уже не представляется случайным. Соломон Борисович Юдовин родился в местечке Бешенковичи под Витебском, с детства находился в самой что ни наесть этнографической среде, был ее жителем и «наблюдателем изнутри». Кроме того, он оказался художественноодаренным ребенком: его обнаружил известный в Витебске учитель рисования, художник Ю.М. Пэн, воспитавший не одно поколение живописцев, обогативших мировое искусство. Продолжил свое обучение Соломон Борисович сначала в 1910 году в Санкт-Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а позже в мастерской М.В. Добужинского уже в Петрограде (1916-1918). Неоспоримое влияние на творческое становление Юдовина оказало его участие в качестве секретаря, фотографа и художника в нескольких историко-этнографических экспедициях под руководством его дяди, известного российского исследователя еврейской традиционной культуры С. А. Раппопорта (Ан-ского). Целью экспедиций было изучение и собирание этнографических, фольклорных, изобразительных материалов, произведений еврейского народного искусства в местечках и городах Подольской и Волынской губерний. Членам экспедиций также удалось сфотографировать сотни синагог, надгробий, ритуальных и бытовых предметов, а также ремесленников за работой. В течение трех полевых сезонов (1912-1914) молодой фотограф сделал в общей сложности около 1500 фотоснимков, запечатлевших разных представителей еврейского народа и самобытные местечки. Фотографии С.Б. Юдовина не укладываются в рамки традиционной экспедиционной съемки начала XX века, составляя коллекцию работ, выполненных в духе пикториализма, с характерной для него живописной фактурой снимков. Как художник он подошел к созданию фотопортретов стариков и детей, людей труда: кузнеца, сапожников, портных, рабочих спичечной фабрики и текстильной мануфактуры, служителей синагоги. По признанию современных исследователей, фотографии визуализировали еврейскую культуру, до той поры скрытую от широкой публики как самими ее носителями, замкнутыми в еврейских общинах, так и российскими законами того времени, ограничивавшими проживание евреев в пределах «черты оседлости». Впечатления, полученные во время путешествий по городам и местечкам черты оседлости, впоследствии послужили С.Б. Юдовину основой для создания многих графических листов. Традиционный мир местечка и его жителей стал главным предметом творчества художника, а фотография – тем документом, который помогал зрительно восстанавливать в памяти детали. Некоторые работы художника иконографически повторяют сюжеты фотографий, ставших неисчерпаемым источником в его работе над книжными иллюстрациями к произведениям еврейских писателей и циклам собственных произведений. Так, в данном альбоме из собрания Российского этнографического музея представлены графические работы и акварели, относящиеся к циклам 1920-1930-х годов: «Еврейское местечко» и «Былое», иллюстрации к роману Д. Бергельсона «У Днепра» (1935), к произведению Ш.Я. Абрамовича «Путешествие Бениамина III». Здесь же мы представляем гравюры к неизданному альбому «Еврейский народный орнамент». Эти работы были приобретены музеем у художника в 1939 году для подготовки большой выставки «Евреи в царской России и в СССР», которую готовила еврейская секция под руководством И.М. Пульнера. Так же, несомненно, историческую, художественную и этнографическую ценность представляют рисунки с надгробий, сделанные художником еще в ходе экспедиций 1914-1916 годов. Эти памятники еврейской культуры являются уникальным источником для изучения истории еврейских общин, генеалогии, палеографии, традиционной орнаментики и символики.
Авторы
Прокопьева Н.Н. Заместитель директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей.
Дата публикации