Вернуться
41 из 41
Просмотрено 41 из 41
Этнокультурные особенности материальной культуры орочонов Забайкалья (хозяйство, предметы быта, одежда)
Этнокультурные особенности материальной культуры орочонов Забайкалья (хозяйство, предметы быта, одежда)
Заголовок
Этнокультурные особенности материальной культуры орочонов Забайкалья (хозяйство, предметы быта, одежда)
Аннотация
Орочоны – территориальная группа эвенков, одного из малочисленных тунгусоязычных народов горно-таежной зоны Восточной Сибири и Дальнего Востока. Их насчитывается более 2 тыс. человек. Орочоны проживают в Забайкалье, Верхнем Приамурье России и в северной Маньчжурии районе Большого Хингана. Территория Байкала издавна была местом притяжения различных этнокультурных традиций Севера, Центральной и Восточной Азии. В ней пересекались следы западных кочевников, северных охотников и восточных земледельцев. Орочоны происходят от смешения средневековых племен Маньчжурии и Забайкалья увань и улохоу. Этноним орочоны восходит к маньчжурскому названию эвенков – оленные урунчунь. Основным занятием орочонов издавна была охота, сочетавшаяся с оленеводством и рыболовством. С эпохи неолита местные жители использовали луки и стрелы, копья и ножи, костяной напалечник для тетивы. Традиции продолжают сохраняться и в средние века и конце 19-начале 20 в. Сегодня у орочонов охота также является главным занятием. При охоте на медведя и оленей орочоны использовали копье и простой лук со стрелами, позже ружья. Во время гона животных употребляли берестяные или деревянные трубы манки. К снаряжению охотника относились: заспинная дощечка для переноса грузов, нож в ножнах, зимой камысные лыжи. Оленеводство на территории Верхнего Амура и Южной Якутии известно с эпохи бронзы 2 тыс. до н.э. О чем свидетельствуют наскальные рисунки с сюжетами домистикации оленя. Оленеводство орочонов как и всех групп эвенков носило таежно-транспортный характер. Женщины доили важенок, молоко которых использовали в пищу, добавляя в чай. Уходом за оленями в основном занимались мужчины. Они подпиливали отросшие рога, кастрировали оленей с помощью ножа по скотоводческому принципу, использовали для перевозки тяжестей и верховой езды различные оленьи седла монгольского типа, лечили оленей, устраивали дымокуры и загоны для их содержания. Рыболовство имело сезонный характер, использовали для лова рыбы остроги разных типов – крюк на длинной палке «элгу», трезубец «кирамки», рыбку приманку, имеющую аналогии в неолите Прибайкалья, устраивали подледный лов с помощью крючковой снасти с сооружением шатра над прорубью. В одежде сочетались тунгусские и тюркские традиции. Женщины носили кафтаны с нагрудником, короткие штаны с ноговицами – обувью. Летние кафтаны шили из ровдуги (вида замши), которую получали, снимая слой мездры и шерсти со шкуры с двух сторон, зимой шили одежду из меха оленя. Женские кафтаны по покрою были распашные, с кокеткой сзади на плечах и двумя складками по бокам на уровне талии, в которых сочетались тунгусские и тюркские традиции. Мужские кафтаны имели запашной покрой с прямой спиной тюркского покроя, застегивались направо. Летом орочоны ходили с непокрытой головой, волосы убирали назад в пучки, которые обматывали ремешком или тесемкой красного цвета. Близкого типа прически носили средневековые улохоу. Таким образом, элементы материальной культуры (предметы хозяйства, быта и одежды) дают важную информацию о культурной идентичности этноса и его крос-культурных связях.
Авторы
Т.Ю. Сем, научный сотрудник ведущей категории отдела народов Сибири и Дальнего Востока, кандидат исторических наук
Дата публикации
Этнокультурное наследие народов России и Шелковый путь