Вернуться
1 из 35
Просмотрено 1 из 35
«Будни и праздники русского народа: традиционная жизнь ярославских крестьян в XVIII – XX веках»
«Будни и праздники русского народа: традиционная жизнь ярославских крестьян в XVIII – XX веках»
Заголовок
«Будни и праздники русского народа: традиционная жизнь ярославских крестьян в XVIII – XX веках»
Аннотация
Альбом расскажет посетителям, как жили русские люди в Ярославской губернии. Многие стороны жизни были такими же, как и в других губерниях России: здесь также пахали землю, разводили скот, охотились, рыбачили, занимались ремеслом, справляли свадьбы и отмечали праздники, но недаром широко известно про особенный «ярославский народец» с самобытным характером, жизнелюбием, легкостью на подъем, предприимчивостью, смекалкой, находчивостью, интересом к жизни и ко всему новому. Как только не называли ярославцев – «ярославский расторопный мужик», «чистый ярославец»; «ярославцы – все красавцы!»; за сообразительность, проницательность, практичность выходцев из Ярославской земли называли «ярославский ум». Альбом познакомит с основными занятиями жителей Ярославской губернии: земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством. Можно будет увидеть предметы набойного ремесла, гончарного, овчинно-шубного, корзиночного, сапожного и валяльного промыслов; а также изделия ярославских мастеров из дерева, глины, металла, льна. Помимо этого, демонстрируются экспонаты, связанные с женским рукоделием – предметы для прядения, ткачества, шитья, вышивки, кружевоплетения. Жизнь людей, безусловно, не исчерпывалась только работой, были также праздничные и торжественные события. Будни, наполненные трудом и повседневными делами, сменялись праздниками, сочетавшимися с отдыхом, весельем, радостью. Одним из главных праздников семейной обрядности являлась свадьба, она представляла собой комплекс обрядов, совершавшихся по определенной традиции. «Славенкой», то есть завидной невестой в Ярославской губернии считалась богатая, здоровая, красивая работящая девушка с хорошим приданым, умеющая разговаривать и плясать; скромность и порядочность девушки также принимались во внимание. Красотою считались полные румяные щеки, белые зубы, гладкое лицо и длинные косы. Преимущество парня составляло его состояние, способность зарабатывать деньги на стороне, физическая красота, ловкость в обращении, разговоре, игре на гармони, танцах. Главными обрядами русской свадьбы были сватовство, сговор, девичник, венчание, брачная ночь, свадебный пир. В каждой губернии могли быть местные особенности свадебного обряда. Так, в Ростовском уезде обязательно устраивались, смотрины, где невеста показывала свои наряды; богомолье, когда приходили к соглашению о свадьбе, били по рукам и молились Богу; запой, происходивший через три-четыре дня после богомолья и заключавшийся в том, что, вся родня невесты отправлялась к жениху «пропивать невесту». Затем устраивался «почетный пир» у невесты – «сговор», а через несколько дней «девичник», на который жених привозил свадебную одежду, ларец с туалетными принадлежностями (зеркальце, гребенка, мыло, помада, духи) и небольшие подарки для подруг невесты. За несколько дней до венчания в дом жениха перевозили постель и приданое невесты. Затем жених отправлялся за невестой, и они ехали венчаться в церковь. В доме жениха его родители встречали молодых хлебом-солью, после благословения устраивался «порывошный стол», где новобрачной делалось «крученье»: заплетали две косы и на голову надевали повойник – головной убор замужних женщин. Вечером в доме жениха начинался главный свадебный пир – Княжий стол. В определенном порядке ставились столы, рассаживались гости, размещались зрители – «глядельщики», подавались еда и напитки, исполнялись песни. Для свадебного пира использовались белые скатерти, праздничная посуда – ендовы, братины, ковшики. Свадебными блюдами в Ярославской губернии были: пирог, студень, щи, лапша, сальник, сладкие пироги. По окончании Княжьего стола новобрачных отводили на «подклеть». После первой брачной ночи молодые ходили в баню, за которой следовало угощение, называемое «вскрытье», вечером накрывался «красный стол». В следующие два дня происходили пиры у новобрачной: «почестье», «переезды». Свадьба завершалась «хожденьем с мылом» по близким родным во время Масленицы и «вьюнинами» в доме жениха в Фомино воскресенье, во время которых дети-подростки ходили по домам молодых, повенчанных в текущем году и «окликали молодых», называя их «вьюнцом» и «вьюницей». Иногда исполнялись вьюнишные песни – короткие поздравительные песни, которыми величали молодых супругов. Молодые выходили к ним и угощали орехами и пряниками. В альбоме представлены предметы приданого, которое родители девушки и она сама готовили к свадьбе, свадебные костюмы жениха и невесты. Свадебный костюм невесты середины XIX в., привезенный из д. Новосёлки Любимского уезда в 1906 г. собирателем Николаем Николаевичем Виноградовым, состоит из сарафана и кофты – «пары» из штофа красного цвета и высокого, конусообразного кокошника, крытого малиновым бархатом и вышитого золотой и серебряной нитями растительным и орнитоморфным орнаментами; по краям головной убор обшит серебряным позументом и блестками. Кроме того, можно увидеть брачные венцы, полотенца для украшения избы в день свадьбы, полотенца дружки, праздничную одежду; убранство праздничного стола; утварь для изготовления пряников – пряничные доски и формы; уникальный экспонат – ростовский «сговорный пряник» – «пряница».
Авторы
Баранова О.Г. научный сотрудник отдела этнографии русского народа
Дата публикации
«В лесах и на горах: быт старообрядцев Поволжья»